С вводом в действие нового закона "О государственном регулировании алкогольных продуктов" убытки возрастут. Но теперь за компанию с государством будет страдать и вся пивоваренная отрасль. Странный закон… или мы чего-то не понимаем?
Пить или не пить - вот в чем вопрос
Осталась далеко в прошлом последняя антиалкогольная компания. Смогла ли она кардинально изменить стереотипы алкогольного поведения населения? Отнюдь. Самым большим плюсом реформы 1985 года была культура потребления спиртных напитков: люди перестали хлестать водку из горлышка прямо на рабочих местах. Появилась приличная (или привычная глазу) посуда в виде чайников и графинчиков, в моду вошли карманные фляжечки и условное название спиртного - "чай". Выпить "чаю" гостеприимно предлагали везде и всюду, на тех же рабочих местах включительно.
Что мы имеем сегодня? Медики с ужасом констатируют нарастающую алкоголизацию населения, омоложение хронического алкоголизма, социальные последствия проблемы.
При этом Минздрав РК из года в год неустанно предупреждает, что полезно для здоровья, а что - нет. Но его почему-то никто не слушает. Полезно ли для здоровья пиво? Международный симпозиум "Пиво и здоровье", прошедший летом этого года при поддержке австрийских пивоваров, а также Австрийского Общества питания, ответил на этот вопрос так: пиво - полезный напиток, но употреблять его надо в умеренных дозах. Отсюда становится ясна сверхзадача: научить население пить умеренно. Однако жизненный опыт подсказывает, что научить пить в принципе невозможно, запретить пить - тоже. Оказавшись в тупике, правительство РК решило, что проблему можно решить почти библейским способом. Надо убрать из жизни искушение и все. В качестве искусительницы была названа реклама. Сегодня мы имеем законопроект, который запрещает рекламу спиртных напитков и табака. Пиво же входит в перечень спиртных напитков.
Никогда еще пивовары так горячо не сожалели о спиртном соседстве и родстве. Остаться без рекламы для них - смерти подобно.
Половинчатый запрет
Для тех, кто уважает янтарный напиток, закон ничем не угрожает: на прилавках по-прежнему будет пивное изобилие. А вот производителям придется туго. Сейчас в Казахстане более ста больших и маленьких пивоваренных заводов. Если закон вступит в силу, многие обанкротятся. Это очевидно. Почему?
Президент союза пивзаводов Казахстана Зоя Нурумовна Рябова говорит, что рынок давно понял, что любой товар надо не просто продавать, а умело предлагать, продвигать, сопровождать.
"Реклама является самым мощным способом презентации товара. Тысячи людей могут отрицать влияние рекламы, но пиар-компании, ролики и пиар-статьи работают, делают свое дело, независимо от того, реагируют на них люди или нет. Если у товара отобрать его рекламу, население еще какое-то время будет по привычке покупать любимое пиво. Но на нашем рынке есть один казус, который обещает стать большой проблемой для пивоваренной отрасли. На территории Казахстана разрешена реклама пива других зарубежных производителей. Получается, что наши производители окажутся в неравных условиях с заграничными и однозначно - проиграют".
То есть с одной стороны медики кричат о том, что население спивается и общество находит способы ужесточения контроля за алкопродуктами. С другой стороны это ужесточение почему-то не распространяется на все пиво. Нельзя рекламировать только отечественного производителя. Диверсия да и только!
"Мы не думаем, что кто-то сильно хочет подорвать пивную отрасль в стране, но нам реально нужна гармонизация законодательства. Нам нужна законная конкуренция с Россией, - говорят главные пивовары крупнейших казахстанских заводов. - Сейчас же мы находимся не в равных условиях. Если с отечественными производителями мы боремся на рынке - почувствуйте разницу, то с импортными производителями мы воюем за рынок. При этом они могут рекламировать свой товар, а мы нет".
Ни сейчас, ни десять лет назад в министерстве пищевой промышленности не было отдела или департамента, которые бы занимались пивоваренной отраслью. А проблемы у пивоваров были всегда. Поэтому в 1999 году заводы изъявили желание объединиться в союз пивоваров РК. Первый опыт объединения пришелся на обсуждение в парламенте закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Это тот самый закон, которым сейчас все пока что еще пользуются. Тогда члены союза побывали в парламенте, внесли 13 поправок в законопроект. Все они были учтены. Тогда пивовары реально поняли, что впредь свои проблемы им придется решать самим, но это не такое уж безнадежное дело.
Сейчас ситуация приблизительно такая же. Делегаты союза уже побывали в правительстве и в парламенте. Изложили свои доводы по поводу рисков, связанных с запретом рекламы пива. В частности пивовары напомнили парламентариям, что от советских времен им достались разрушенные, старые заводы. Пришлось обновлять технику, переучивать людей. Многие заводы стали развиваться за счет взятых кредитов. Запрет рекламы подорвет их производство. Люди окажутся должниками…
Что производители хмельных напитков думают на тот счет, что на весы, рядом с их выкладками по получению прибыли, положено здоровье населения? Они предлагают не терять головы и понять простую вещь: реклама - это не прямой призыв пить спиртные напитки. Реклама - это информация о том, что можно выбрать из того, что потом будет употребляться. То есть запрет рекламы кардинально не изменит алкогольного поведения населения. Люди будут продолжать пить, но те марки пива, которые будут на слуху. А на слуху в Казахстане будет большей частью российское пиво.
Государство что-то темнит
Пивовары прекрасно понимают, что медленное удушение через отсутствие рекламы, это всего лишь маленькая палочка в колесе. Существуют палка и побольше…
Существует такое понятие как структура потребления алкоголя: если ее рассматривать в Казахстане, то пока она не способствует оздоровлению населения. Если принять весь алкоголь за 100 процентов, то удельный вес потребления пива в нашей стране составит порядка 20 процентов, алкогольных напитков - 60, вина - 20. Для сравнения, в европейских странах те же расчеты выглядит совсем по-другому, что говорит в пользу государственного регулирования. Итак, там потребление пива составляет 60 процентов, крепких алкогольных напитков не более 23. Вывод прост: чем выше потребление крепких напитков, тем выше смертность населения, тем больше количество ДТП, разрушенных семей. Получается, что страну надо переводить на пиво, и это будет в интересах государства, а не отдельно взятого бизнесмена. Что уже сделала Россия? Она в июле этого года приказом Минздрава РФ установила новые правила проверки водителей на алкоголь. Если доза алкоголя превышает 0,5 промилле, водителя признают нарушителем. Если нет - все нормально.
При этом "нормально" - это бутылка пива в день. Можно только догадываться, почему Россия вдруг решила изменить правила проведения алкоголя-теста, действующие в стране с 1988 года? Решила подстроиться под Европу: в Бельгии и в Германии допустимый предел - 0,5 промилле, во Франции - 0,8. Или государство руководствовалось совсем другим мотивом. Например, этим.
Сейчас у нас бутылка водки стоит в полтора раза дороже, чем пива. За границей, в целях перевода населения с крепких напитков на мягкие и слабые, ценовая политика регулирует этот вопрос легко и просто. Там бутылка водки стоит в десять раз дороже бутылки пива. Пивовары Казахстана говорят, что если бы именно это правило ценовой политики было внедрено у нас, Минздраву не пришлось бы безуспешно напоминать о вреде алкоголя. Он просто стал бы не по карману и все. У нас же водка и пиво стоят в одном ряду и по вредности, и по полезности, и по цене. Пивовары убеждены, что именно здесь проблема "зарыта".
В общем, "пиво-сырасы" горячо желает отпочковаться от "водки-арак". Но пивоваров пока не очень хорошо слышат наверху, они по-прежнему находятся в перечне алкогольной продукции. А посему им ничего не остается делать, как заигрывать с покупателями всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Так на следующей неделе пивзавод № 1 выпустит "Казахстанское" пиво с новым дизайном. Горлышко бутылки будет оригинально упаковано в фольгу. Говорят, все затраты по оформлению завод взял на себя, цена бутылки останется неизменной. Но сможет ли красивая бутылочка привлечь внимание потребителей без рекламы, и получит ли завод с новинки прибыль? Вопрос на засыпку…