Старик Тур Хейердал наверняка был бы в восторге от такого пиршества исторической реконструкции.
Этот яркий и незабываемый праздник устроили археологи, ремесленники и историки Великой степи. Второй Международный фестиваль древних технологий и коммуникаций “Desht-Thor” собрал всех, кому интересна повседневная жизнь наших предков.
Кто подарил Европе штаны? Для историков-реконструкторов ответ на этот вопрос очевиден – азиаты-кочевники.
– Достаточно только посмотреть на фрески и скульптуры Древней Греции и Древнего Рима, чтобы понять – ну не было в античности такого предмета! – уверена известный казахстанский археолог Эмма УСМАНОВА.
А вот какие штаны носили саки, канглы, тюрки, скифы? Разных моделей, из разной ткани. С клапанами для удаления продуктов жизнедеятельности и без оных, с кожаными вставочками для удобства при верховой езде, с прорезями для вентиляции, с гульфиком и без него... Отдельный вопрос – штаны женские, из шелков и парчи. Вариантов множество, и каждый вызывает продолжительные научные дискуссии.
Но как бы ни был эмоционален предмет полемики, в этом кругу единомышленников царит почти бардовское братство. Не случайно девизом второго фестиваля был выбран лозунг: “Реконструкторы всех стран, объединяйтесь!”. И объединились – Челябинск, Харьков, Екатеринбург, Ханты-Мансийский автономный округ и, конечно же, Казахстан. Два десятка ученых (а у каждого за плечами, как минимум, магистерская диссертация) приехали в аул Айет, ранее известный как Тарановка, на зов своей “атаманши” – Эммы Радиковны Усмановой, которая организовала этот фестиваль. Ее имя известно далеко за нашими пределами. Она – человек-бренд, душа, сердце и председатель Международного фонда имени Тура Хейердала.
Идея фестиваля вынашивалась долго. В какой-то мере это было реакцией ученых на псевдоисторические популярные теории, распространившиеся в последнее двадцатилетие. Нередко обуреваемые энтузиазмом публицисты без опоры на факты выдают “исторические фэнтези” за результаты многолетних исследований. Информация попадает в СМИ, а потребитель медиапродукта пребывает в растерянности, не зная, чему верить. Между тем исследователи могут многое рассказать о том, как человек бронзового или железного века жил и творил.
Алматинец Данияр БАЙДАРАЛИН опроверг миф о том, что амазонки вырезали себе грудь для удобства стрельбы из лука. Зачем что-то отрезать, если короткий сакский лук для стрельбы верхом сам по себе настолько удобен, что хоть как извернись? Десять лет жизни энтузиаст посвятил изучению технологии производства кавалерийского лука. Изыскания Данияра легли в основу монографии. Работа над воссозданием внешнего облика саков выразилась в реконструкции мужского и женского костюмов саков-тиграхаудов.
Татьяна КРУПА – уроженка Харькова. На родине, исследуя ткани Золотой Орды и древние ремесла, она стала членом Всемирной ассоциации казахов и даже была удостоена медали единства народа Казахстана “Бiрлiк”, приняв награду из рук Лидера нации Нурсултана НАЗАРБАЕВА. О ткачестве знает всё! Мастер – одна из тех, кто открыл редкие павлодарские золотоордынские шелковые ткани, хранившиеся в запасниках местного музея. На фестивале она демонстрировала технологию изготовления длинноворсовых ковров – коцев. Татьяна аргументированно может доказать, что методика харьковских ткачих – наследие дешт-и-кипчаков, и считает ковер нематериальным наследием Казахстана.
Мастерицы из Ханты-Мансийска привезли на ярмарку, проводившуюся в рамках фестиваля, невероятные шелковые ткани и войлок. И методы изготовления, и окраску они восстановили по данным химического анализа вещей, обнаруженных в древних захоронениях.
А вот Иван СЕМЬЯН, руководитель экспериментальной лаборатории реконструкции древних технологий “Археос” из Южно-Уральского университета, удивил гостей фестиваля мастерством литья наконечников для стрел и копий и показал технологию изготовления каменных топоров и скребков для выделки шкур.
Фестиваль завершился дефиле древней моды. Показ каждой модели сопровождала подробная историческая справка из уст Эммы Усмановой и Татьяны Крупы. А в самом финале Данияр Байдаралин и Виталий ЛУКАШЕВ из клуба исторического фехтования “Легион” показали гостям мифический бой сака с викингом.
Аул Айет избрали для проведения фестиваля, чтобы “напитать провинцию знанием”. По словам Эммы Усмановой, одна из задач реконструкторов заключается именно в этом.
– Столица и так обласкана различными форумами и конференциями. Нам нет места на мероприятиях, проходящих в формате официальных тоев. Еще одна проблема – спонсоры. Первый фестиваль мы провели на собственные средства, но они небезграничны. В этот раз нас выручила компания “Полиметалл Евразия”. А что дальше? – вопрошает Эмма Радиковна.
Организаторы фестиваля вынашивают идею провести следующий фестиваль в Нур-Султане. Уже и подходящую площадку присмотрели – столичный Арбат. Вопрос только в том, где найти деньги на организацию этого яркого зрелища.
Нур‑Султан