“Греб примерно с 2 ночи до 7–8 утра. Не хотел вернуться домой в “ящике” - чудом спасшийся на Иссык-Куле казахстанец

Аркадий отправился на озеро на выходные. В воскресенье, 14 июля, в 14.20 взял напрокат водный мотоцикл. Говорит, время запомнил по привычке – катался много раз, опыт уже большой. Рассказал, что в пункте проката дежурил молодой парень. Он ему сообщил, что хочет прокатиться далеко, вернуться, проехать вдоль побережья, хватит ли бензина? На что получил ответ – бак полный.

– Как обычно, дал газу и отправился в сторону горизонта. По моим расчетам, отошел от берега 15–20 километров, – говорит Аркадий. – Конечно, это далеко, но я люблю скорость, экстрим. И вдруг закончился бензин. Я не переживал, знал, что любая заминка по времени должна насторожить сотрудников пункта проката. Катаюсь не первый раз, обычно они тут же отправляются на моторной лодке или другом скутере, заправляют бак или берут на буксир. Время шло. Я спокойно скинул спасательный жилет, понырял, покупался, лег на сиденье, позагорал и даже уснул. Времени много прошло, и, мне показалось, течение, ветер унесли меня к южному берегу. Солнце садилось, я принял решение – грести.

Сел на посадочную площадку, ноги поставил на откидную площадку и стал грести в сторону южного берега. Так греб, по моим расчетам, часов 10–11. Луна была яркая. Оставалась метров 300, и вдруг подул сильный ветер, меня стало уносить. Скутер – машина тяжелая, килограммов 500. Решил лечь в дрейф, а утром, когда рассветет, действовать по обстановке. Ночь провел на скутере. Было о-очень холодно! Уже в 8 вечера на Иссык-Куле все куртки одевают. А я на воде, раздетый!

Мотоцикл пошел ко дну, словно “Титаник”

– Как согревались?

– Засунул кулаки под спасательный жилет в районе грудных мышц, свернулся в клубок и на какое-то время забылся. Но потом меня начало так колотить, что скутер подпрыгивал. Тогда делал разминку, приседания. Потом снова собирался в клубок, пробовал уснуть. Попутно смотрел по положению береговых огней – где нахожусь. Южный берег был близко, меня отнесло от него на 5–7 километров.

Когда рассвело, снова стал грести в сторону суши. Но там ветер, течение, и, как ни старался, не смог подойти ближе этих 5–7 километров. Бросить скутер и поплыть к берегу побоялся – если будет ветер, меня унесет, и с самолета или вертолета точно не найдут. Поэтому я греб, скутер не покидал.

Так прошел день. Воду пил из озера, она там, как минералка. Вечером 15 июля заметил, что меня уносит в центр озера. Стемнело. Часа в три ночи по положению Луны у меня начались галлюцинации. Была полная иллюзия, что нахожусь на поле, поросшем травой, она колышется. То там, то сям мелькали зверьки, похожие на кошек…

Заметил, что поднялся ветер, меня снова потащило. А потом начался шторм. Волны были в рост человека. Скутер перевернулся три раза. Я залезал на него, ставил на киль. Он снова переворачивался. Когда в третий раз его поставил на киль и стал с кормы аккуратно залазить, он кормой пошел плавно вниз, словно “Титаник”. Первая мысль – это всё. Но потом решил, нет, я не хочу вернуться к семье в “ящике”, и сказал себе – плыви!

Появились галлюцинации – будто плыву по нефти

– У меня для моих лет – в сентябре исполнится 53, хорошая физическая подготовка, – продолжает алматинец. – Плаваю с детства – отец научил. Мы жили в Талдыкоргане, там протекает река Каратал. Летом из воды не вылазил.

Поплыл, на ходу подтягивал спасательный жилет, чтобы его волной не сорвало. Он поднимался вверх, думал, подмышки до мяса сотру. Повезло, что жилет попался хорошего качества. Потом пацаны-скутерщики сказали, мол, у нас их десять, два хорошие, остальные так себе.

– Как отдыхали?

– Плыл самым энергосберегающим способом – руки разводил перед собой, отталкивался ногами. По моим подсчетам, примерно с 2–3 часов ночи до 7–8 утра. Когда рассвело, волны утихли. До берега оставалось метров 300. Организм был на пределе. Я еще подумал – почему вода вокруг – черная? Как будто в нефти плыву. Это были галлюцинации. Такое ощущение, что разучился плавать. Голова еле держалась. Коснулся ногами дна и дальше ничего не помню. Вылез, упал на песок. Несколько часов лежал. Дошел до ближайшей трассы, по дороге подкрепился урюком. Поймал маршрутку, доехал до поселка. Там купил себе тапки, шорты, панамку.

– У вас были деньги?

– Что интересно, я сел на мотоцикл без майки, а деньги по привычке засунул в карман плавок. После с пересадками добрался до своего пансионата. Администраторы меня не узнали – я получил сильные солнечные ожоги. Но всё это – поправимо. Главное – нашел в себе силы выжить. Прибежали родственники. Они приехали в Кыргызстан на мои поиски. Уже думали – шансов у меня нет. Хотя моя супруга верила, что я жив!

Нет акул и паники

По словам Аркадия, родные подняли на ноги всех спасателей побережья, нанимали вертолет, самолет.

– Я смотрел во все стороны, однако ни одного катера, самолета не видел. Оказывается, меня сильно унесло из квадрата поиска. Конечно, если бы увидел, выломал бы зеркало у мотоцикла и послал солнечного “зайчика” – методика старая. Выбрался благодаря приличной физической подготовке и силе воле.

– А в жизни бывали другие экстремальные ситуации?

– Я – бывший военный, многое повидал. Но тут во время шторма побывал за гранью возможностей. Если бы там было течение, возможно, не смог бы преодолеть это расстояние, тогда всё…

– Как считаете, что вас все-таки спасло кроме умения плавать?

– Иссык-Куль очень люблю, он для меня – родная стихия. И там нет акул. У меня не было паники. Я просто думал, что делать сейчас, через 5, 10 минут, и делал.

– Вы посчитали, сколько километров пришлось проплыть?

– Пока нет. Лежу, весь обмазанный мазями, принимаю лекарства. Но обязательно подниму карту и посчитаю. Я прекрасно запомнил берег, возле которого болтался.

“Знала, муж будет бороться до последнего”

Поговорила я и с супругой Аркадия – Татьяной.
– Муж в очень хорошей физической форме. Последний год очень активно занимался – штанга, гантели, упражнения, бег, не пил, не курил. Мы теперь дома шутим – что, готовился к заплыву? – говорит Татьяна. – У него железная сила воли. И любовь к жизни сильная. Когда родственники говорили, мол, всё, выбирай место, где будем хоронить, я сказала – нет. Если у него будет хоть сотая доля шанса, он ею воспользуется. Я даже мысли не допускала, что он нас оставит. Знала, будет бороться до последнего. Аркадий много раз бывал на Иссык-Куле. Для него – это самое любимое озеро на Земле! На Иссык-Куле нашли пропавшего казахстанца

АЛМАТЫ