Весной 2021 года все казахстанские новости облетело сообщение от КНБ о задержании членов транснациональной группировки, промышляющей контрабандой золота из Восточно-Казахстанской области. 16 задержанных также подозревали в похищении человека, вымогательстве и покушении на убийство.
Никакой иной информации в пресс-службе КНБ не дали, и, как это часто происходит, громкое задержание пропало с новостных радаров.
Вплоть до этой весны. Спустя год разбирательств дело дошло до суда. Многие из подозреваемых дали признательные показания, и единственный вопрос, который остался на повестке, – какой срок дадут каждому?
Но суд начался с того, что подсудимые один за другим стали отказываться от своих признательных показаний, уверяя, что “чистосердечные” из них просто выбили в СИЗО ДКНБ столицы.
Жена одного из задержанных обратилась к нам. Айгерим ИБРАГИМОВА уверяет, что ее мужа – Талгата Рахишова, заставили оговорить себя, угрожая завести уголовное дело против нее и других близких родственников, запугивая безопасностью детей.
Также в СИЗО, по словам женщины, Талгата, его брата Самата и других задержанных били, обливали холодной водой, заставляли голыми стоять на морозе и подвергали иным издевательствам.
При этом ЕЦ-166/1 в Нур-Султане, где и содержались задержанные по делу о “Золотой ОПГ”, проверяли дважды: 20 января 2022 года, сразу после того, как правоохранительные органы получили массовые заявления о пытках, и 25 мая 2022 года, когда повторной проверки стали требовать жены подозреваемых в организации группировки по контрабанде золота. Обе проверки показали, что никаких жалоб у заключенных нет.
– Во время первой проверки моих подзащитных и других в первый раз с момента задержания вывели на прогулку во внутренний дворик. Хотя до этого не выводили вообще. Сейчас же у них действительно хорошие порядки, они не жалуются. Пытки были до 18 марта 2022 года, – объясняет этот парадокс адвокат Самата и Талгата Рахишовых Айжамал МЫНЖАСАР.
Тем не менее Антикор всё же возбудил уголовное дело о пытках в ЕЦ-166/1.
На прошлой неделе оно пополнилось еще одним эпизодом: в суде по делу “Золотой ОПГ” давали показания граждане Турции Нуреддин Тастан и Тунджай Ялым.
По словам Тастана, его обливали холодной водой и оставляли в камере с открытыми форточками. Из-за пыток он оговорил друга.
История со вторым гражданином Турции еще запутаннее – Тунджай Ялым уверяет, что приехал в Казахстан как инвестор, но был схвачен и насильно удерживался почти полгода в какой-то квартире. Потом он очутился в камере вместе с Нуреддином Тастаном и подвергался тем же самым издевательствам. Что грозит виновным в пытках в Казахстане
Между тем в обвинительном акте прокурора Марата ОПАБЕКОВА о том, что признательные показания, возможно, получены под влиянием пыток, – ни слова. О том, почему так вышло и как идет расследование дела о пытках, – прокурор рассказывать СМИ не захотел.
В то же время чистосердечные признания – основные доказательства обвинения. Участие граждан Турции в транснациональной группировке подтверждают показания других подсудимых, которые уже успели отказаться от своих слов, а некие документы, подлинность которых, по словам адвоката Нурлана ОРАЗАЛИНА, сомнительна.
– Есть незаконно добытые из телефона инвойсы, которые сами по себе ничего не значат. Они должны быть “привязаны” к таможенным декларациям, которые выдают турецкие службы. То есть должно быть подтверждение того, что он по этим документам перемещал золото. Но таких деклараций суду не предоставлено, – говорит адвокат.
НУР-СУЛТАН