Граница без замка

Кризис строительной отрасли в Казахстане ударил по экономике соседних государств. Но трудовые миграционные потоки не уменьшаются.

Едва ли не главным достижением президента Киргизии Курманбека Бакиева в ходе его недавнего визита в Астану можно считать предварительные договоренности по урегулированию процесса перемещения трудовых ресурсов. Конкретнее – о том, что граждане Республики Кыргызстан могут находиться на территории Казахстана без регистрации в течение 90 дней.

В непростой экономической ситуации, сложившейся в Кыргызстане, “выпуск пара” в виде трудового десанта к богатым соседям властям республики был просто необходим.

Ценовой облом

2007-й был для киргизской экономики довольно успешным – наблюдался рост ВВП, увеличивалось производство товаров. Но все достижения были перечеркнуты резким скачком инфляции – осенью и зимой цены рванули вверх, да и весной не остановились.

В стране, где средняя зарплата составляет около 100 долларов, такой рост цен на продукты и топливо нанес сильный удар по большинству населения. Поэтому сегодня жители Кыргызстана живут заметно хуже, чем год назад.

Со всеобщим ростом цен совпал обвал на нашем строительном рынке, где трудились многие киргизские гастарбайтеры. Их общее число можно назвать лишь приблизительно. По данным отечественной погранслужбы, в 2007 году пересекли границу в нашу сторону 1 миллион 492 тысячи человек, а обратно выехали на 601 тысячу меньше. Но эти данные общей картины не отражают – из-за тонкостей миграционного законодательства многие вынуждены постоянно пересекать границу то в одну, то в другую сторону.

По приблизительным же подсчетам, в Казахстане сегодня находятся от 700 до 800 тысяч граждан Кыргызстана.

Рабочим – нельзя. Бизнесменам – можно

Если граждане Кыргызстана смогут три месяца находиться на нашей территории без регистрации (вместо пяти дней, как сегодня), то это, по мнению некоторых специалистов, приведет к усилению конкуренции в нескольких сферах деятельности – в рыночной торговле и предоставлении услуг, особенно в сфере индивидуального строительства и ремонта.

Казахстанские законы защищают отечественный рынок труда, потому получить разрешение на ввоз рабочей силы трудно и дорого. Но это касается лишь наемных работников. А если иностранный гражданин (из стран СНГ), является индивидуальным предпринимателем, он может самостоятельно работать в Казахстане без всяких ограничений. Согласно нашему законодательству иностранцы имеют право вести бизнес в сфере торговли и оказания услуг населению.

До сих пор миграционная карточка была практически единственной возможностью полиции “вычислить” мигранта. В ходе рейдов на рынки и строительные объекты обычные патрульные не имели права задержать нелегала, даже если он таскал там тележку или месил бетон – для этого нужно было вмешательство финансовой полиции, которая требовала у фирмы трудовые договора и зарплатную ведомость.

Полку гастарбайтеров прибудет?

Право на трехмесячное пребывание в Казахстане даст возможность приехать в наши края в поисках работы и жителям бедного юга Кыргызстана – Оша и Джалал-Абада. Там живут в основном киргизские граждане узбекской национальности. Большинство из них не имеют знакомых и родственников в Бишкеке, поэтому еженедельные поездки “за талоном” из Алматы на родину для этих людей обременительны. Юг Кыргызстана беден, там не хватает земли и высокая безработица. Это сказывается на цене труда местных жителей.

Понятно, что возможность поработать на богатых соседей во многом снижает социальную напряженность в бедных регионах– гастарбайтеры ведь содержат свои семьи. И правительство Киргизии заинтересовано в таких трудовых потоках.

Вы нам – работу, мы вам – пансионаты

Президент Бакиев приезжал в Казахстан не с пустыми руками: Кыргызстан уступил несколько кусочков спорных территорий и отдал в аренду на 49 лет ряд пансионатов на Иссык-Куле.

В ответ, кроме послаблений для мигрантов, Бишкек получил возможность покупать в Казахстане зерно, несмотря на недавно введенные экспортные ограничения. Кроме того, из нашей страны на киргизские НПЗ ежегодно будет поставляться более 300 тысяч тонн нефти для переработки.

Однако всей этой поддержки Кыргызстану, сползающему в экономический кризис, может оказаться недостаточно. Буквально на днях премьер-министр республики Игорь Чудинов сообщил, что надежды на подъем киргизского сельского хозяйства не оправдались – в прошлом году объем производства остался на прежнем уровне. В ситуации, когда приходится завозить продовольствие, это опасно, отметил он. Из-за роста цен на продукты Кыргызстан уже вынужден ввозить товаров гораздо больше, чем вывозить.

Чтобы найти хоть какие-то деньги на развитие и поддержание построенных при СССР ГЭС и предприятий, за счет которых и живет Кыргызстан, в этом году в республике будут резко повышены тарифы на электроэнергию, газ и воду.

Большие надежды в Бишкеке возлагали на казахстанских инвесторов. В прошлом году местные коммерческие банки (на 80 процентов принадлежащие нашим бизнесменам) увеличили объем кредитования, однако сегодня их владельцам не до Кыргызстана. Правительство планирует поправить бюджет путем приватизации, однако в нынешней ситуации это может привести к еще большему падению уровня жизни и социальным проблемам.

В общем союзе и стаж общий

Визит киргизского президента оживил разговоры о возможном союзе Казахстана и Кыргызстана. Договоренность о совместной работе в этом направлении была достигнута еще год назад, а в рамках визита Курманбека Бакиева состоялось заседание Высшего межгосударственного совета Кыргызстана и Казахстана. Сам по себе этот орган – пока лишь надстройка над двухсторонними договоренностями. Однако соседи ясно показали, в каком направлении они намерены двигаться.

Собственно, у Кыргызстана нет особого выбора. В Бишкеке долго ждали инвесторов из России. “Газпром” пообещал найти в республике нефть и газ, собирался вложить миллионы долларов в разведку, но к делу пока не приступил. Долго обсуждался вопрос о Камбаратинских ГЭС-1 и ГЭС-2, которые будут ключами к водным ресурсам всей Центральной Азии. В итоге в конце 2007 года было создано ТОО с примерно равным участием России и Кыргызстана. Но само строительство начнется нескоро. Так что о крупных инвестициях, так нужных сегодня нашему соседу, пока речь не идет.

Ситуация, кстати, очень похожа на отношения России и Белоруссии в середине 1990-х. Тогда союз двух стран пошел на пользу не только экономике в целом, но и гражданам, сняв барьеры в трудоустройстве. С 1999 года установлены равные права при трудоустройстве россиян в Белоруссии и белорусов в России. Стаж работы белорусов в РФ признается в Белоруссии так же, как и стаж, получаемый россиянами в Белоруссии.

Возможны ли такие же договоренности между нашими странами?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ