Грабеж возле большой дороги

КТО НА ЗЕМЛЕ ХОЗЯИН?

Каждый из нас хотя бы раз в жизни попадал в ситуацию, когда садишься в поезд и выясняется, что на одно место продано два билета. В этом случае знаем: по дороге все “утрясется”, место в конечном итоге вам найдут, и вы, немного понервничав, таки обретете заветную полку. А как быть, если на один земельный участок выдается два акта и оба должным образом зарегистрированы?

В поезде разрешение конфликта предопределено: кто первый на месте обустроился, тот там и остается. А на земле? Странно, но зачастую в выигрыше остается получивший акт на землепользование позднее, но действующий на ней активнее и безогляднее. Еще более странно, что зачастую таким “землезахватчикам” помогают местные власти и правоохранительные органы, то есть те, что призваны охранять права законопослушных граждан.

Недавняя проверка специально созданной Агентством по регулированию земельных отношений комиссии выявила более 20 700 нарушений в этой сфере. И все “грехи” с сильным коррупционным душком. Уходя на каникулы, депутаты пытались найти причину безобразий и пришли к выводу о слишком большой и бесконтрольной децентрализации. Слишком, мол, большие полномочия отданы в рамках административной реформы акиматам. Решение о передаче земельных участков в аренду, на продажу принимают они, они же составляют земельный кадастр, они же могут изменять целевое назначение земель и выдавать соответствующие документы. И довольно часто – исходя из предпочтений в пользу тех или иных влиятельных и состоятельных лиц.

Тогда на заседании Мажилиса прозвучало предложение о создании земельной полиции. Но вопрос отложили до лучших времен. А жаль. Потому что для многих казахстанских граждан времена наступают самые что ни на есть тяжелые.

“ДВОЙНИК” ЯВЛЯЕТСЯ НЕЖДАННО

Очень удивились братья Абдикаримовы, когда в июле 2006 года обнаружили на своих сенокосных угодьях мощную технику, начавшую разработку щебеночного карьера. “Что вы здесь делаете?!” – “Есть бумага. Власти разрешили”, – пояснили иранцы, работники ТОО “Дена КZ”. Большего добиться не удалось, да и слово “власть” несколько смутило Кадырбека и Кайыржана, всю жизнь проживших в небольшом селе Барат Аккольского района. Они все знали о том, как скот растить нужно, как хлеб сеять, а вот во властные структуры были не ходоки. Одно поняли: наверху что-то напутали. Видимо, в связи со строительством дороги Астана – Кокшетау. Ведь их участок – всего в километре от трассы.

Призвали на помощь своего брата Каната и дали ему генеральную доверенность. Тот и пошел по инстанциям разбираться. Обратился в сельхозуправление – оказалось, землю из сельхозоборота не изымали. Потом вручил начальнику ГУ “Отдел земельных отношений” Аккольского района А. Реморенко заявление о нарушении ТОО “Дена KZ” права землепользования, полученного его семьей еще в марте 2002 года. Приложил копии госактов на право пожизненного наследуемого владения землей. В ответ – тишина.

Через месяц добился проверки с участием госинспектора по использованию и охране земель Акмолинской области. Иранцы к тому времени, 30 апреля 2007 года, развернули карьер уже на площади в 10,9 гектара. Акт тогда составили соответствующий и протокол об административном правонарушении со стороны ТОО “Дена КZ” тоже составили и даже наложили на нарушителя штраф. Небольшой штраф фирма заплатила без возражений и разработку карьера продолжила.

А заодно каким-то образом добилась получения госакта на право временного возмездного землепользования участка площадью 12,05 гектара… на землях Абдикаримовых. Без всякого на то их согласия и даже уведомления. Надо заметить, что этот акт был выдан ровно через месяц после того, как ГУ “Отдел земельных отношений” получило заявление о нарушении ТОО права крестьянских хозяйств. Начальник забыл, закрутился? Ох, что-то не верится. Слишком много шума к тому времени уже наделал в земельных инстанциях Канат Абдикаримов… Как при всем этом прошла официальная, минюстовская, регистрация “двойного” акта – тоже непонятно. А компьютеры на что? Базы данных?

ПРАВА ИМЕЕШЬ, ЗЕМЛЮ – НЕТ

Время шло, Абдикаримов, как на работу, ходил по инстанциям, “обрастал” бумагами и писал, писал, писал ходатайства, жалобы и обращения. “Дена КZ” на землях братьев работала день и ночь весь 2007 год и до мая 2008-го. Карьер разросся уже на 28,22 гектара, достиг глубины более чем 6 метров, и ни о каком сенокосе или пастбище на этих землях речь идти уже не могла.

Куда должны были обратиться крестьяне, которых "грабили" открытым способом? Разумеется, в правоохранительные органы, в суд.

И обратились – в Аккольский РОВД по факту незаконного захвата земель. “Но у них есть госакт, – отвечали Абдикаримовым. – Пусть с этим разбирается финпол”. И дважды отказали в возбуждении дела.

В конце концов дело возбудила финансовая полиция в отношении начальника ГУ “Отдел земельных отношений “Аккольского района” А. Реморенко по статье за халатность. Но сначала приостановили в связи с болезнью привлекаемого, потом заявили: “Прекращено производством в связи с примирением сторон”.

Самое интересное, что никакого примирения не было.

– Три месяца меня и братьев постоянно вызывали сотрудники финансовой полиции, добиваясь, чтобы мы пошли на примирение, – говорит Канат Абдикаримов. – Но ни я, ни братья, ни отец своего согласия на это не давали. Когда получили известие о прекращении дела “за примирением сторон”, сомнений не возникло: документы были сфальсифицированы, подписи подделаны.

И вновь прокуратура, суд, финпол... Прокуратура не увидела ни фальсификации, ни иных нарушений. Как-то подозрительно близоруко повело себя в этом случае “око государево”.

Почему четырежды отклоняет иски казахстанских крестьян суд? Почему вновь наглухо “завязло” все-таки возобновленное после примирения следствие? Почему, несмотря на неоднократные обращения Абдикаримовых, не было арестовано имущество вошедшей на землю семьи фирмы? Нет ответа на эти вопросы.

И самое странное – до сих пор дело возбуждено в отношении неизвестных лиц. При этом все сотрудники и РОВД, и финансовой полиции имеют на руках множество документов с указанием конкретной фирмы, собственными глазами могли прочитать имя неизвестных и на бортах техники, работавшей на земле крестьянских хозяйств.

Неизвестные, впрочем, недавно все-таки покинули землю Абдикаримовых, технику благополучно вывезли, а братья остались с обширной и глубокой дырой в своей земле – на площади, превышающей 28 гектаров. И с пухлой папкой документов. Среди которых, между прочим, имеется копия пока не признанного незаконным акта на временное землепользование ТОО “Дена КZ” этих угодий... Он по сей день фигурирует в системе госучета земель. То есть землю Абдикаримовым де-факто вернули, а де-юро – нет. И восстанавливать ее никто не собирается.

А кто возместит фермерам потери? Они, между прочим, по заключению экспертов, исчисляются без учета рыночной стоимости земли и убытков, необходимых на восстановление качества земли, более чем в 584 миллиона тенге – примерная стоимость одного километра будущей платной автотрассы Астана – Кокшетау.

НУЖНА ЛИ ЕЩЕ ОДНА ПОЛИЦИЯ?

Ситуация, о которой мы рассказали, – всего лишь один пример из сотен несправедливых и беззаконных обращений с землей, на которую у граждан есть вполне законные права. Это касается не только крестьян, но и горожан, на чьи участки, полученные на строительство жилья, выдаются повторные акты. О скандалах, связанных с этим, мы тоже не раз писали.

Так нужно ли создание специальной земельной полиции? Может быть. Но если и она начнет работать так, как уже существующие органы, – ничего не изменится. А вопрос о земле так и останется больным, спорным и тягостным для государства и его населения.

Наталия БУРАВЦЕВА, Астана – Акколь