Портал Аbai.kz опубликовал материал под авторством Абил-Серика Алиакбара (Әбіл-Серік Әлиакбар), в котором он рассуждает о судьбе русского языка в Казахстане на фоне событий в Беларуси.
Свои рассуждения автор начинает с того, что известный политик Станислав Шушкевич недавно высказался о лишении русского языка статуса государственного в Беларуси.
«У нас никогда не было межнациональной розни. Но мы всегда хотели быть белорусами. И в общем то, что выдавили из нас наш язык, выдавливают нашу культуру... Угрозы над русским языком нет. А государственным языком должен быть один ― белорусский, потому что у него нет больше родины», ― сказал Шушкевич.
Алиакбар считает, что в Казахстане русский язык имеет неоколонизаторское доминирование на фоне псевдодвуязычия.
Но насколько компетентно мнение автора? Стоит ли проводить параллели между ситуацией в Белоруссии и казахстанскими реалиями? На эти и другие вопросы корреспонденту медиа-портала Caravan.kz ответил общественный деятель и лидер интернационалистов Казахстана Бахытжан Копбаев.
- Автор ошибочно считает, что в Казахстане русский язык имеет неоколонизаторское доминирование. Потому что русский язык в наши просторы по-настоящему пришел только с первой четверти 20-го века. И это было связано не с намерением колонизации, а в связи с событиями, имеющими эпохальный характер. Первый этап связан с индустриализацией Казахстана, которая началась с разработки недр, полезных ископаемых, развития добывающих отраслей промышленности: цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В годы индустриализации происходило строительство железных дорог. Сооружение дороги, соединяющей Сибирь и Среднюю Азию (Турксиб), протяженностью 1445 километров началось в апреле 1927 года. А 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока, она была завершена. В 1927 году была построена дорога Петропавловск - Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолы. В 1939 году для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмолинск - Караганда, Илецк - Уральск, Рубцовск - Риддер, а в 1940 году - Караганда - Джезказган. Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты. Началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР. Второй этап связан с переносом промышленных предприятий в годы ВОВ. Третий этап - это освоение целинных земель.
Все эти три события требовали наличия профессионально подготовленных кадров, которых везли со всего Союза. И причем везли не только русских, там были представители всех наций и народов, проживавших на тот момент во всем СССР. И, естественно, языком общения для всех был русский язык. Так как техническим языком в преобладающем большинстве был именно русский, то и во всех промышленных и научных центрах Казахстана русский язык занял свое место.
Если бы СССР преследовал насильственное насаждение русского языка с целью уничтожения казахского языка, то власти поступили бы как в Крыму и Калининграде. А так как естественная казахская среда, сельские регионы, скотоводство и животноводство не были тронуты русификацией, а, наоборот, специалисты сельскохозяйственного сектора, а именно: животноводства - в преобладающем своем большинстве были казахскоязычными, говорить о засилии русского языка как минимум глупо.
- А если же проводить параллель со словами белорусского политика о том, что из белорусов выдавили язык и культуру, и казахстанскими реалиями?.. Может ли дойти до такого, что подобные настроения будут распространены и у нас?
- Проводить параллель не стоит. Во-первых, мне кажется, слова Шушкевича не выдерживают никакой критики. Может ли дойти до такого, что подобные настроения будут распространены и у нас? Конечно, такие настроения есть у нас уже давно. И это никак не связано с якобы доминированием русского языка над казахским языком. Я думаю, Президент Токаев поставил точку в этом вопросе.
- В своем материале автор раскритиковал казахстанских депутатов за то, что в парламенте они разговаривают на русском языке. Он также адресовал вопрос партиям, идущим на выборы: когда официальный язык, не имеющий юридического права, окончательно освободит свое место государственному языку? По-вашему, стоит ли придавать значение этим словам? Или же это очередной вброс, чтобы вызвать неоднозначную реакцию общественности?
- Критика уместна. Но речи о том, "когда официальный язык, не имеющий юридического права, окончательно освободит свое место государственному языку" - это уже шизофрения. Глупый вопрос. Считаю, что не стоит придавать значение этим словам. Конечно, это очередной вброс, чтобы вызвать неоднозначную реакцию у общественности. Это все делается маргиналами для того, чтобы держать своих последователей на привязи. Иначе долгое молчание может привести к тому, что те люди, которые пошли за ними из-за подобных призывов, могут попросту отвлечься на свои реальные проблемы вместо вот таких вот выдуманных проблем, - резюмировал Копбаев.