Говорим "госзакупки", подразумеваем "коррупция"

Для экономики Восточного Казахстана малый и средний бизнес – все равно что подушка безопасности. Если металлургические корпорации края могут сократить или даже свернуть производство под влиянием мировой конъюнктуры, то предприятия, которые строят, ремонтируют, пекут, кормят, одевают, – никогда. В прошлом году малый и средний бизнес региона выпустил товаров на сумму свыше 300 миллиардов тенге. Обеспечил работой каждого пятого восточноказахстанца. Перечислил в казну почти 50 миллиардов тенге налогов. Казалось бы, чиновники, как люди государственные, должны поддерживать доходный сектор. Но, по словам предпринимателей и финполовцев, часто все происходит наоборот.

Только в прошлом году в области было выявлено 127 коррупционных преступлений. По фактам получения взяток возбуждено 23 уголовных дела, по попыткам дать взятку – 19. Среди тех, кого поймали за руку, сплошь и рядом чиновники областного ранга – замначальника департамента по регулированию естественных монополий, начальник отдела того же департамента, начальник управления юстиции города Курчатова, начальник налогового управления Кокпектинского района… 30 января финпол задержал некоего гражданина с удостоверением сотрудника департамента юстиции, который под предлогом защиты прав на интеллектуальную собственность вымогал взятки у владельцев торговых точек. Выяснилось, что и служебные корочки, и идею “рейдов” мошеннику подкинул его брат – начальник отдела юстиции.

– Давайте вместе думать, работать, – призвал руководитель областной ассоциации строителей Игорь ШАЦКИЙ в ответ на озвученную полицейскими статистику роста обнальных фирм. Любопытно, что причины рождения так называемых лжепредприятий и фирм по обналичиванию денег ни для кого не секрет – это коррупция в системе госзакупок.

– Все предприниматели знают, что откаты в госзакупках начинались раньше с 5 процентов, а сегодня они уже 20 процентов, – заявила на встрече глава областной ассоциации по защите прав предпринимателей Зауре КОШЕРБАЕВА. – И потом выясняется, что объекты по бюджетным программам не построены, а если и построены, то завалились.

– Каждый из предпринимателей знает, кто берет и сколько, – продолжил директор усть-каменогорского управления “Промтехмонтаж” Михаил ТАРАНДА. – Но если мы обратимся в финансовую полицию, завтра наших фирм не будет, система их уничтожит. Бороться с коррупцией нужно на уровне законов, а у нас сейчас рассматриваются поправки в экологическое законодательство, где столько возможностей для откатов заложено!

Можно ли искоренить коррупцию при госзакупках? Легко – заверили бизнесмены. Надо всего лишь довести до логического завершения процедуру электронного тендера. Перевести в цифровой формат с отражением на сайте не только ценовые предложения, но и главный момент – подведение итогов и выбор победителя.

– Сейчас конкурсы только на словах элект­ронные, – заметила Зауре Кошербаева.

Всего в прошлом году выявили 49 фактов лжепредпринимательства. В этом – уже 13. По словам Игоря Шацкого, практически все стройорганизации вынуждены постоянно объясняться в органах, у кого какие материалы они купили. Трубы или кирпич, которые продаются без сертификата, запросто могут оказаться левым товаром. А фирма-поставщик, несмотря на госрегистрацию, – лжепредприятием.

– В свое время мы поработали с исполнительной властью и убрали множество административных барьеров, которые создавали поле для коррупции, – заключил глава областной ассоциации строителей. – Давайте сегодня мы вместе с вами поработаем, чтобы привести в нормальный вид процедуру госзакупок.

Среди первых предложений, которые тут же внесли предприниматели, – публикация черных списков лжепредприятий и лжепредпринимателей, проверка органов юстиции, зарегистрировавших лжефирмы на подставных и вымышленных лиц, а также проверка учреждений-монополистов, чьи обязательные услуги разоряют малый и средний бизнес неимоверной дороговизной.

Усть-Каменогорск