Госзакупки у “своих”

Конкурс им не нужен!

“Больше всего воруют на тендерах” – такова одна из самых распространенных точек зрения, сложившихcя вокруг сферы госзакупок. Тендер – это конкурс, который проводят как раз для того, чтобы снизить цену товара. Но на деле большая часть госзакупок проводится фактически вообще без тендеров. Это можно сделать, если закупки идут из одного источника или когда они проходят вообще без применения Закона “О госзакупках”.

В январе этого года из средств бюджетов всех областей закупили товаров и услуг на 24,8 миллиарда тенге. 21,8 миллиарда тенге из этой суммы пришлось на закупки без всякого конкурса. Участников в таких сделках всего двое – продавец и покупатель (государство). В феврале таким способом в областях освоили 28,7 из общей суммы 38 миллиардов. В марте – 49 из 57,6 миллиарда. На районном уровне вне конкурса в этом году осваивалось до 90 процентов всех выделенных средств. Есть немало примеров, когда условия для конкурса вроде бы имелись, но он почему-то не состоялся.

Так, ГУ “Туркестанский городской архив” закупило бензин “из одного источника” – у ТОО “Ак Мунай”. Может быть, конкурса не было потому, что в Туркестане, кроме этой компании, нет поставщиков бензина? По такой же схеме приобрели горючее ГУ “Зональный гидрогеолого-мелиоративный центр”, расположенное в Алматы, детская больница города Балхаша и Рудненский индустриальный институт, АО “Восточно-Казахстанская региональная энергетическая компания” и другие.

Коммунальное предприятие “Мангис­таукурылысинвест” без конкурса купило у частного предпринимателя моющие средства, Талдыкорганский областной тубдиспансер – продукты. Центр управления пассажирскими перевозками города Усть-Каменогорска и управление архитектуры и градостроительства города Астаны, минуя конкурсы, отдали обслуживание программ “1С – бухгалтерия” конкретным компаниям.

Управление строительства Северо-Казахстанской области способом “из одного источника” наняло подрядчика для строительства городской поликлиники в Петропавловске. ТОО “Байбол” без конкурса получило заказ на содержание дорог в Мангистауской области. И так далее…

Когда просыпаются акиматы…

Так как можно “официально” отдать заказ конкретной компании, если Закон “О госзакупках” требует провести тендер? Надо этот тендер организовать, а потом по каким-то причинам объявить “несостоявшимся”. В ряде областей на каждый состоявшийся конкурс приходится два “неудачных”. В результате деньги, выделенные на бюджетные программы, начинают реально “работать” не в начале года, а ближе к лету.

По плану госзакупок среди областных акиматов на этот год больше всех денег – 106,5 миллиарда – получила Астана. В январе управление финансов Астаны закупило товаров и услуг на 7,4 миллиарда, в феврале – на 9,3, в марте – на 10,5 миллиарда тенге. Конкурсы по поставкам были проведены лишь на 10–15 процентов от этой суммы.

Управление финансов Алматы в этом году намерено закупить товаров и услуг на 89,7 миллиарда тенге. Однако в январе закупок почти не было – освоили всего 405 миллионов. Первый тендер по госзакупкам состоялся лишь 20 января.

Быстрее же всех осваивать бюджетные деньги начали не акимат города, не медики, и даже не полиция, а… Региональный финансовый центр. По линии управления образования за январь получила средства лишь одна школа в “неблагополучном” “Шаныраке”. Управление здравоохранения города также не провело в январе ни одного тендера. В феврале городской акимат принялся за работу и практически все “освоенные” 16 миллиардов тенге распределил по закупкам “из одного источника”. По той же схеме освоено 17 миллиардов в марте.

Финансисты Алматинской области тоже не спешат: из 68,1 миллиарда тенге в январе было “освоено” всего 1,1 миллиарда, в феврале – 4 миллиарда, в марте – 4,7 миллиарда. Практически все деньги использованы на закупки “из одного источника”.

Еще медленнее бюджетные программы выполняются в Южно-Казахстанской области. При годовом плане в 70,6 миллиарда тенге областное управление финансов за январь освоило всего 570 миллионов, в феврале – 835 миллионов, в марте – 2,9 миллиарда тенге. Правда, в акимате Южно-Казахстанской области число подведомственных организаций на порядок больше, чем в столицах, – более двух тысяч. Может быть, в этом причина?

Не все акимы “тянут резину” с госзакупками и предпочитают обходиться без конкурсов. Есть регионы, где в первом квартале освоили, как и положено, до четверти годового плана закупок.  В Кызылординской области, например, из 35,2 миллиарда, выделенных области на этот год, за январь – март “отправили в работу” около 6 миллиардов.

Конкурсы снижают цену и экономят деньги, особенно если их проводить честно и в срок. Управление финансов Карагандинской области при годовом плане в 54,3 миллиарда уже в январе сумело распределить 5,7 миллиарда. Из этой суммы 2,3 миллиарда тенге – почти половина – разошлось на тендерах. Половину из “февральских” 6,4 миллиарда акимат также использовал на конкурсной основе. В марте через тендеры и конкурсы было освоено 3,4 из 7,4 миллиарда тенге. В результате из-за снижения цен областной бюджет сэкономил более 470 миллионов тенге.

Конкуренция мешает воровать

Сейчас в мире накоплен большой опыт борьбы с коррупцией при госзакупках. В США государственные структуры все небольшие покупки, по которым нет смысла проводить тендер, проводят через специальную организацию “Администрация общих услуг”. Эта контора отслеживает цены по всей стране, имеет базу данных на всех поставщиков и выбирает самые выгодные предложения.

Документом, который вобрал в себя все имеющиеся международные наработки в этой сфере, стал так называемый Типовой закон ЮНСИТРАЛ “О закупках товаров (работ) и услуг”. Он разработан ООН в качестве “модельного закона по построению современной эффективной рыночной модели размещения государственного заказа” еще в 1994 году. Основным способом закупок, по мнению экспертов ООН, должен быть именно открытый конкурс. Это выгодно государству, потому что конкуренция снижает цены. Но в нашей стране эта идея пока не популярна…

“ОТКАТЫ” СТАЛИ БРАТЬ ЕЩЕ АКТИВНЕЕ

Виктор ЯМБАЕВ, президент Алматинской ассоциации предпринимателей:

– Государственные закупки остаются одной из самых коррумпированных сфер. Из-за кризиса рынок “сузился”, и “откаты” стали брать еще активнее. Система электронных закупок, которую так долго ждали, так нормально и не заработала. Для участия в новом тендере каждый раз требуется покупать разовый сертификат. Может быть, это удобно Торгово-промышленной палате, которая их продает, но для предпринимателей эта система не очень хороша. Еще было бы неплохо, если бы прокуратура отслеживала, какие именно фирмы постоянно получают госзаказы, а потом проверяла состав их учредителей.

Иван Войцеховский