Деньги неплохие. А кто потом пойдет работать по специальности? В этом вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Для учащихся колледжей по рабочим специальностям – плюс 50%. Это 43 574 тенге. Для тех, кто готовится стать специалистом среднего звена – 41 896 тенге. Похоже, справедливо. Станешь начальником – будет зарабатывать или просто получать больше.
Бакалаврам в вузах добавили 20%. Это уже 47 135 тенге. Тем, кто обучается педагогическим и медицинским специальностям – до 75 600 тенге.
Кто рискнул на интернатуру – стипендия 85 376 тенге. В резидентуре - уже 123 122 тенге.
Магистрантам и докторантам стипендии увеличат на 15 %. Это 107 061 тенге и 240 тысяч. Все это прописано в законе «О науке и технологической политике».
Справка «Каравана»
Согласно официальным данным, около 30% выпускников вузов по разным причинам не доходят до мест работы.
Насколько выполним закон о «О науке и технологической политике»?
Гранты и стипендии должны быть «кнутом» и «пряником» в одном договоре
По мнению кандидата наук юриста Виталия Кима, увеличение стипендий не является гарантией успешной учебы студента.
"У нас достаточно примеров, когда люди не отрабатывали гранты. В том числе и болашаковцы – какое-то количество их просто не возвращалось на родину. Несколько лет назад с этими товарищами начали подписывать нормальные юридические соглашения. И эти документы стали работать. С внутренними грантовиками ситуация сложнее. Я считаю, что человек, который получил грант от государства, должен отработать его по полной программе. Во времена СССР выпускник вуза обязан был отработать по специальности от трех до пяти лет. Потому что высшее образование было бесплатным. Тебя обучили – верни родине хотя бы часть затраченного на тебя. Хотя и тогда находили лазейки. В сегодняшних документах это прописано. А как выполняется? Что такое грант и что такое стипендия? Это кредит доверия. Правительство верит, что студент его оправдает. А если нет?
Если вы взяли кредит в банке и не смогли его вернуть вовремя – к вам придут судебные исполнители. Какую-то часть долга могут простить. С частными коллекторами – пощады не жди. Наше государство – не коллектор. Умеет прощать. Но почему за счет налогоплательщиков?
Мое предложение: пора разработать стандартную форму договора между государством (или вузом) и абитуриентом, в котором были бы прописаны права и обязанности сторон. Одна обязуется вовремя платить, вторая – усердно учиться. А еще должны быть и штрафные санкции. И обязательно какие-то премиальные.
Например, если студент стал победителем научной олимпиады, совершил какое-то открытие, придумал какую-то инновацию. И тем самым поднял имидж своего вуза, его преподавателей. Справедливо? Это тоже стоит денег. Закон «О науке и технологической политике» эти нюансы не учел? Там всё о глобалах и стратегиях".
Еще пару неожиданных идей подкинул профессор университета «Туран» Ренат Габдуллин.
«Я предлагаю внедрить систему бесплатного получения первого высшего образования»
"Сначала по техническим специальностям отраслей, за которыми закреплен приоритет развития: нам необходимо восстановить кадровый корпус по инженерным специальностям, по точным наукам (математике, теоретической механике), по инженерно-физической подготовке, в сфере IT и другим дефицитным специальностям.
Расходы Китая на научно-исследовательские и опытно-конструкторские и опытные работы (НИОКР) в 2023 году составили около $460 млрд. А это 2,6% валового внутреннего продукта КНР. По прогнозам, к 2035 году в мире будет 15 миллионов инженерно-технических и научных работников, из которых 4,5 миллиона будут составлять инженеры, ученые и технические специалисты из КНР. А доля Казахстана, похоже, останется мизерной? Как мы составим им конкуренцию? Это нереально, если не принять скорейших мер для исправления ситуации.
Еще одна идея: возраст претендентов на гранты ограничить – сначала в пилотном режиме до 25 лет. Почему? Потому что люди старше возрастом уже обладают широким кругом устоявшихся рабочих, семейных и прочих обязанностей. У них выше порог ответственности. Дальше не исключаю возможность повышения возрастного ценза до 35 лет. Именно это тот самый возрастной предел, к которому сейчас принято относить молодежь".
«Нужна система посеместрового контроля успеваемости»
«Это будет экстремально мотивировать студента не быть отчисленным. В экономическом плане высшее образование дает возможность повышения уровня доходов через карьерный рост, шансы устроиться на более высокооплачиваемую работу. Считаю, можно достичь положительного влияния на такие показатели, как занятость, уровень безработицы, платежеспособного спроса и многие другие. Финансовые возможности есть. Расходы госбюджета на образование превысили 4,5 триллиона тенге. В своей практике я придерживаюсь мнения, что если государство выдало студенту большой кредит в виде гранта, то с этого момента учеба становится для него нормальной работой со всеми вытекающими обстоятельствами и последствиями».
Инфантилизм против профориентации
Пару лет назад разговаривал с педагогом, кандидатом наук, экспертом ЮНЕСКО Василием Шахгулари и социопсихологом Ниной Колесниковой. Разговор был о том, насколько выпускники школ готовы идти в вузы? На какие специальности? Видят ли эти молодые люди себя хотя бы в среднесрочной перспективе? Каким представляют свое будущее?
Шахгулари: «Во времена СССР была профориентация. В школы приходили преподаватели вузов, представители предприятий, рассказывали, какие преимущества дает та или иная специальность, профессия. Да, это была агитация, пропаганда. Но она давала хоть какой-то результат. Детям – это были учащиеся 7-9 классов – указывали возможные направления, перспективы. Сейчас этого практически нет. К сожалению. Очень небольшой процент выпускников школ более-менее ясно представляет свое будущее. Здесь многое зависит от родителей».
Колесникова: «В 2019 году мы проводили исследования в старших классах алматинских, шымкентских и астанинских школ. Поразил инфантилизм: подростки, которым уже завтра выбирать, кем быть – не могли определиться. Улыбались, копались в своих гаджетах, откровенно врали в опросных листах… Они почему-то уверены, что все придет самой собой – деньги, карьера, успех. Налицо удивительное безразличие родителей. Я не очень представляю, какими они станут специалистами, руководителями и особенно госслужащими».