20 декабря во время выступления на втором заседании Нацсовета общественного доверия, Президент Касым-Жомарт Токаев поручил МИДу начать процедуру присоединения к международному документу об отмене смертной казни.
Введение данной меры предложил отечественный политолог Айдос Сарым.
- Министерству иностранных дел поручается начать процедуру присоединения ко Второму Факультативному протоколу к Международному пакту о гражданских и политических правах, - сказал глава государства.
Второй Факультативный Протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, был принят и открыт для подписания на 82-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН 15 декабря 1989 года. Участвующие в Протоколе государства считают, что отмена смертной казни способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека.
Напомним, что в Казахстане с декабря 2003 года введен бессрочный мораторий на смертную казнь, что означает невозможность исполнения данного приговора. До введения запрета на смертную казнь в Казахстане было исполнено 536 приговоров. С введением моратория к смертной казни в Казахстане было приговорено пять человек.
В связи с этим решением корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с отечественным правозащитником Андреем СВИРИДОВЫМ, дабы узнать, почему принято такое решение и как это повлияет на дальнейшее развитие страны.
- Это вполне очевидное правозащитное требование. Тем более мораторий на смертную казнь действует уже Бог знает сколько лет, и, насколько я знаю, смертные приговоры уже давно не выносятся.
Последний случай был в 2006 году по убийству Алтынбека Сарсенбаева. Тогда действительно был вынесен смертный приговор, исполняемый как пожизненное заключение. Насколько я знаю, обвиненный до сих пор сидит в колонии для пожизненно осужденных.
- Разговоры об отмене смертной казни идут еще с 2004 года, почему именно сейчас снова подняли данную тему?
- Обсуждения начались даже раньше, приблизительно в 1996-1998 годах. Это надо рассматривать в комплекции с другими предложениями Президента. В пятницу на заседании НСОД Токаев согласился с предложениями правозащитной общественности о некоей гуманизации статьи 174 УК РК «Возбуждение социальной розни», дабы сделать ее не столь расплывчатой, конкретной и внести более правовой характер. Также декриминализация статьи «Клевета».
Это все идет в одном комплекте, давно назревшие нормы по приведению казахстанского уголовного законодательства в соответствие с международными стандартами, о чем неоднократно говорилось уже на протяжении многих лет.
- Может ли это событие означать, что Казахстан начал более активное движение в сторону либерализации?
- Скорее сделана некая заявка на начало такого движения.
- Для чего ее отменять, если по факту ее не применяли уже с 2003 года, когда был введен бессрочный мораторий на смертную казнь в Казахстане?
- Это символический акт, можно сказать, пиар. Акт, символизирующий движение Казахстана в сторону международных стандартов, что Токаеву было бы политически очень выгодно в плане укрепления его репутации либерального реформатора, которая предполагается, так как он некоторое время возглавлял офис ООН в Женеве. Теперь он приводит казахстанское законодательство в соответствие с теми международными стандартами, к которым был причастен в качестве директора европейского офиса ООН.
- Если рассматривать этот вопрос с точки зрения гуманизма, можно ли сказать, что пожизненное заключение гуманнее смертной казни?
- Это вопрос психологически сложный для многих, но в международно-правовой сфере утвердилось уже давно, что один из признаков цивилизованной страны – это когда государство, сохраняя монополию на насилие, отказывается от функции палача.
Это не во всех странах, например, в США, в зависимости от половины штатов, до сих пор действует смертная казнь, но во всех странах Евросоюза и других странах, достигших полной интеграции в европейское политическое правовое пространство, смертная казнь отменена давно.
- Как вам кажется, внесет ли это решение вклад в будущее развитие страны?
- Безусловно пойдет. В зависимости от того, насколько полным будет этот «портфель» реформ и насколько содержательно их наполнение именно в сторону либерализации и гуманизации. Если все это будет воплощаться, то вполне можно будет говорить о либеральном транзите в течение будущего года. Может быть, не мгновенно, но в период исторически осязаемого и обозримого будущего.