Государство намерено изменить правила игры на рынке ЖКХ

Куратор ЖКХ в правительстве – министерство индустрии и инфраструктурного развития – в разное время говорил о проекте поправок в Кодекс об административных правонарушениях. Руководителей органов управления – будь то председатель КСК, доверенное лицо простого товарищества (ПТ) или застройщик с управляющей компанией, предлагается штрафовать за задержку с передачей документации по дому, технических помещений, кодов к замкам и пр. Проект, напомню, сгинул в коридорах министерства юстиции – они только вправе инициировать поправки в кодекс, чем-то остались недовольны в Администрации Президента, одним словом, с наказанием саботажников затянули изрядно.

Два других законопроекта, касающихся изменений непосредственно в системе отношений в жилищном законодательстве, заявлены недавно – министерство прислало развернутый ответ на наш запрос по болевым точкам реформы, часть информации нами опубликована в прошлом номере, смотрите материал на сайте caravan.kz (выпуск “КАРАВАНА” от 22 июля 2022 года).

Один из них инициирован депутатами, которые, в частности, предлагают жестко наказывать руководителей домоуправления всех форм за хищения.

К примеру, “за присвоение или нецелевое использование денежных средств, предусмотренных на управление и содержание общего имущества объекта кондоминиума, а также накопленных денег на проведение капитального ремонта и целевых взносов” предлагается наказание в виде штрафа в размере до одной тысячи МРП, либо ограничение свободы сроком до трех лет.

Мы взяли две крайние точки – минимум и максимум. Для большинства собственников – это музыка сердца, конечно, но посмотрим, что от этой инициативы останется, когда она дойдет до дня последнего голосования в парламенте. Повторю – мы предложение депутатов поддерживаем. К сожалению, пока не удалось увидеть сам текст законопроекта депутатов – в открытом доступе его нет, придется подождать окончания парламентских каникул.

Ну а далее с подсчетом проектов закона возникла некоторая путаница – месяца два назад новый руководитель министерства на встрече с депутатами говорил, что в его ведомстве сейчас работают над изменениями в жилищное законодательство, поскольку ход реформы обнажил слабые места. Понятно, что мы спросили, что министр имел в виду, и вот о каких огрехах нам было сообщено в ответе на запрос:

“1. сложность проведения собрания, низкая явка собственников;

2. нежелание и пассивность собственников квартир, нежилых помещений в вопросе выбора формы управления объектом кондоминиума;

3. проблемы с выбором председателя ОСИ (отсутствие желающих);

4. отсутствие опыта у избранных председателей ОСИ;

5. отсутствие документов на МЖД;

6. отказ старых действующих форм управления и частных застройщиков осуществлять мероприятия по передаче вновь созданным формам управления необходимой технической и финансовой документации;

7. отсутствие рынка управляющих МЖД и управляющих компаний”.

И теперь интересно – глаза открылись у чиновников министерства, а проект почему-то инициировали депутаты: “На сегодняшний день для совершенствования законодательства в сфере ЖКХ депутатами мажилиса парламента РК инициирован законопроект по вопросам ЖКХ, направленный на обеспечение прозрачности деятельности по управлению и содержанию объектов кондоминиума, участия в этих процессах самих собственников квартир, нежилых помещений” – продолжаем цитировать ответ на наш запрос. Отсюда и проблема с арифметическим подсчетом: сколько проектов сейчас ходит во власти: два, три или имеются еще варианты, – умеют эти ребята интригу создать…

К примеру, мы спросили о сроках появления единого глобального интернет-ресурса, где, как ранее заявлялось разработчиками реформы, будет протекать жизнь и общение собственников и руководства ОСИ или простых товариществ в их домах. Напомню, что речь шла о возможности проведения общих собраний, своевременного оповещения на сайте о дате и времени их проведения, размещения там отчетов о расходах на содержание общедомового имущества, проекта годовых смет и прочих документов. Ответ от куратора ЖКХ нас несколько озадачил: о сроках в нем ничего не говорилось, а из возможных функций акцент сделан на формировании там площадки для проведения тендеров.

Снова здесь отличились депутаты, предлагающие обязать руководство ОСИ или ПТ закупать товары и услуги на проведение капитального ремонта в соответствии с закупочными ценами, установленными местными акиматами.

Если расценки превышают установленные, тогда они должны объявить ценовой конкурс на электронной площадке среди нескольких поставщиков и выбрать наименьшее предложение. Иными словами, депутаты предложили сделать все закупки товаров и услуг прозрачными – через профильный сайт:

“Министерство считает, что использование средств собственников квартир, нежилых помещений должно быть прозрачным в первую очередь для жильцов, а также местных исполнительных органов, специализированных уполномоченных организаций и других заинтересованных лиц. Осуществление закупок услуг, товаров и работ на капитальный ремонт общего имущества объекта кондоминиума посредством закупок позволяет контролировать целевое использование средств. Таким образом, на сегодняшний день поднимаемый вами вопрос обсуждается с заинтересованными сторонами по инициативе депутатов”, – резюмировало министерство в своем ответе.

Признаться, всем нам станет понятнее, как эта машина будет работать, когда мы увидим текст законопроекта, но направление правильное – мы за.

В заключение хотим обратить внимание неизвестной пока нам группы депутатов, взявших на себя труд навести порядок в домах казахстанцев. Вот о чем мы ведем речь не первый год, цитируем наш запрос:

“КАРАВАН”: В настоящее время активные собственники в одиночку проводят процедуру перехода из КСК в объединение (ОСИ) или простые товарищества (ПТ), созывая общие собрания или проводя письменный опрос, что формально является нарушением закона. Норма “10 процентов от общего числа” – нерабочая и только осложняет людям жизнь. Сейчас, как мы видим, через нее существенно осложняется ход реформы. Не считаете ли вы, что пришло время узаконить существующую практику и дать право созыва общего собрания каждому собственнику?

И вот что нам каждый раз отвечают чиновники из министерства индустрии инфраструктурного развития:

“Установление минимального количества собственников для созыва собрания основывается на том, что принятие каждым собственником единоличного решения о созыве собрания впоследствии затрудняет организацию собрания. Также такие собрания могут часто созываться по личному интересу каждого собственника. Необходимо отметить, что ранее в соответствии с редакцией Закона до 2020 года для созыва собрания требовалось не менее 20 процентов собственников квартир, нежилых помещений. Поэтому было принято решение снизить процент кворума для группы лиц (не менее 10 процентов) с правом инициирования созыва собрания собственников квартир, нежилых помещений по принятию решений, связанных с управлением объектом кондоминиума и содержанием общего имущества объекта кондоминиума”. Тактика чужих ошибок: для чего в Казахстане экстренно проводят собрания в жилых домах

Знаете, объяснение о том, что некий сосед-злыдень станет использовать право созыва общего собрания в личных целях, несостоятельно. Хочу напомнить, основа нынешней реформы с выбранным руководителем и банковскими счетами на каждый дом позаимствована из Жилищного кодекса РФ. Дурного в том ничего нет, нормальная – обычная мировая практика, правда, делалось это недобросовестно, отсюда более 500 поправок, которые депутаты внесли во время обсуждения проекта в парламенте в конце 2019 года. Но право созыва общего собрания у соседей работает – злоупотреблений нет, а вот надувать собственников при наличии этой нормы прохвостам тяжело.

Обращу также внимание депутатов и министерства на то, о чем говорилось в вопросе – созыв общего собрания одним собственником, сегодня обычная практика и мешать оно может только председателям КСК и тем структурам, которые под их патронажем придут на смену под другими вывесками.

К слову, им на руку играло прекраснодушие чиновников, которые ограничились наказанием в виде “предупреждения” за срыв срока открытия банковских счетов на каждый дом, входящий в КСК.

Иначе говоря, предупредили один раз – председатель КСК не отреагировал, тогда его… о, ужас! – снова предупредили, и так бесчисленное число раз – иного наказания по Административному кодексу не предусмотрено. Почему-то растет убеждение, что вся эта публика многие годы наплевательски относилась к требованию Закона “О жилищных отношениях” об открытии банковских счетов на каждый дом ровно потому, что кто-то из государственных служащих не усмотрел необходимости назначить наказание в виде крупного штрафа на управдома-саботажника. С чего бы вдруг… Очевидно, что в статью 320 “Нарушение требований законодательного акта Республики Казахстан о долевом участии в жилищном строительстве и жилищного законодательства Республики Казахстан” Административного кодекса внести поправку, ужесточающую ответственность, необходимо, и как можно скорее.

Законодательство по теме:

1. Закон РК “О жилищных отношениях”

2. Методика расчета сметы расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

3. Методика расчета минимального размера расходов на управление объектом кондоминиума и содержание общего имущества объекта кондоминиума

4. Правила содержания общего имущества объекта кондоминиума

5. Типовой устав объединения собственников имущества

6. Типовой договор простого товарищества о совместной деятельности

7. Порядок проведения капитального ремонта общего имущества объекта кондоминиума

8. Правила принятия решений по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, а также типовые формы протоколов собрания

9. Закон РК “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам жилищно-коммунального хозяйства”

АЛМАТЫ