Государственники, ау!

Итоги экономического, а, соответственно, социального развития страны, подведены за 2006 год. Транзитная экономика, с ее возможностями и реальными достижениями, проанализирована довольно тщательно. И хотя есть чем гордиться (высокий экономический рост, в том числе и за счет обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства; растет внешнеторговый оборот, как за счет экспорта, так и за счет импорта; динамично развивается финансовый сектор; снижается безработица и т.д.), многое еще только предстоит сделать.
В отличие от своих предшественников, предпочитавших вуалировать проблемы, Карим Масимов откровенно сказал о многих из них. Современные вызовы динамичному развитию страны он обозначил целым блоком.
Во-первых, по его мнению, возникает угроза для финансовой стабильности экономики: наблюдается проблема концентрации кредитования по отраслям, так как основная доля выданных кредитов приходится на торговлю, строительство, непроизводственную сферу и индивидуальную деятельность, что может способствовать "перегреву" отдельных отраслей экономики.
Во-вторых, сырьевая направленность экономики по-прежнему доминирует. Наибольший поток инвестиций направляется в добывающий сектор. Несырьевой экспорт остается на низком уровне. Потенциал диверсификации и модернизации экономики не реализован.
В-третьих, приоритеты развития науки не определены. Формирование национальной инновационной системы не завершено. Отсутствуют конкретные результаты по крупным системообразующим инвестиционным проектам, направленным на диверсификацию экономики страны.
В-четвертых, отечественный крупный бизнес не в полной мере вовлечен в процесс диверсификации экономики.
В-пятых, все больше обостряются социальные проблемы. Продолжает оставаться низкой средняя продолжительность жизни. Сохраняются высокими показатели материнской и младенческой смертности. Недостаточно высок уровень качества жизни населения страны, не очень благополучна демография, экономика по-прежнему страдает высокой ресурсо- и энергоемкостью, становится очевидным загрязнение окружающей среды. Качество инфраструктуры и услуг не соответствует уровню экономического развития. Это касается и качества оказываемых государственных услуг, в том числе медицинских и образовательных.
Некоторые из обозначенных "слабых звеньев", на первый взгляд, могут показаться второстепенными, поскольку они имеют лишь косвенное отношение к такому фундаментальному понятию как конкурентоспособность государства. Однако ни один из них нельзя вычеркнуть из списка, если Казахстан действительно хочет достичь блестящих экономических успехов.
Определение же приоритетных направлений программы правительства произошло в несколько неожиданном ключе.
Первым определено повышение эффективности проведения экономической политики государства. По мнению премьера, предстоит решить ряд задач путем реформирования системы государственного планирования, бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, регулирования деятельности естественных монополий, развития конкуренции и предпринимательства, а также внедрения принципов корпоративного управления. Правительство разработает и внедрит целевые индикаторы результативности и эффективности государственных, отраслевых (секторальных), региональных и бюджетных программ, а также каждого государственного органа. На это будет направлена система планирования, координации и контроля. Ни для кого не секрет, что государственное планирование применяется даже в самых либеральных моделях экономики. А как без этого? С самого начала построения рыночной экономики Казахстан старался отдать частникам на откуп экономическое развитие. Безусловно, это похвально - все инициативы должны идти снизу, но результат, который мы имеем, говорит об обратном: мы просто не использовали все возможности, которые были предначертаны судьбой, когда мы решились использовать рыночную модель. Чего только стоят перекосы в сторону торговли и, как выясняется теперь, строительства. Между тем любая экономическая модель обречена на успех только в случае сбалансированного развития.
Второй приоритет - совершенствование бюджетного планирования, что позволит оценивать качество предоставления государственных услуг, степень достижения стратегических целей и задач, повышение производительности работы государственных органов.
Третий приоритет - совершенствование фискальной политики. Налоговое законодательство, конечно, менялось в последние годы стремительно. Но теперь определено, что налоговая политика будет направлена на стимулирование индустриально-инновационного развития страны, повышение конкурентоспособности, сокращение доли теневой экономики и создание рационального баланса налоговой нагрузки в экономике. Более того, правительство впервые за суверенные годы намерено провести глубокий анализ по налоговым льготам, оценить степень их влияния на эффективность экономики.
В числе других приоритетных задач обозначены развитие финансового сектора, конкуренции, регулирование деятельности естественных монополий, поддержка предпринимательства, внедрение принципов корпоративного управления, повышение качества развития населения и развитие человеческого капитала и др..
Но сегодня необходимо понимать, что стране нужны управленцы современного поколения. Госаппарат не действует. C одной стороны, он должен двигать, как локомотив, экономику и все общество вперед, но в настоящий момент у него включена тормозная система, а не газ. В первую очередь, потому, что не хватает квалифицированных управленческих кадров во всей экономике в целом и реальном секторе в частности. Во-вторых, Казахстану сейчас, как никогда, нужны настоящие государственники, которые бы обладали необходимыми знаниями, навыками и патриотизмом. Только новая каста думающих и прогрессивных людей со стратегическим мышлением может реально изменить не только экономическую, но и социальную ситуацию в стране. А для этого необходимо срочно поднимать образование на новый качественный уровень.
Фото: Выступление К. Масимова на совместном заседании палат Парламента по вопросу "О Программе Правительства на 2007-2009 годы", government.kz