Народная молва приписывает причину мора в начинающейся эпидемии ящура. Ветеринары упорно твердят, что коровы болеют стоматитом.
В начале осени в некоторых районах Южно-Казахстанской области среди крупного рогатого скота была зарегистрирована вспышка "неизвестной болезни". В считанные дни в Сайрамском районе пало около десятка коров. Возможно, этот факт можно было бы списать на привычный, в общем-то, процент падежа скота. Но уже на второй неделе ситуация превзошла мыслимые проценты "естественного мора" - коровы стали дохнуть десятками, в разных районах области.
Ветеринары заявляли, что в заболевании коров виноваты сами хозяева, вовремя не обращавшиеся к ветслужбам и не проводившие вакцинацию скотины. Якобы, владельцы коров намерено укрывают количество своего подворья, рассчитывая на получение пособия как малоимущие. А поэтому множество буренок оказалось не охвачено бесплатной вакцинацией, проводимой весной-летом этого года за счет республиканского бюджета. Это и явилось причиной, отсутствия иммунитета у коров, и в результате заражение "любой инфекцией не редко приводит к летальному исходу". Однако уже в ближайшие дни было установлено что мрут даже те коровы, которые состоят на учете у ветслужбы и получили все прививки. А самое неприятное - то, что все коровы пали вовсе не от "любой инфекции", а при абсолютно одинаковой симптоматике течения болезни.
Скот вначале отказывался от пищи, затем у коров начиналась обильное слюноотделение, и уже на третий-четвертый день животное умирало.
То есть все коровы были поражены одним и тем же недугом.
Первоначально ветеринары поставили диагноз - везикулярный стоматит. Болезнь, по утверждению ветслужбы, успешно излечиваемая на ранних стадиях заболевания. Южно-казахстанские ветеринары начали энергично лечить коров от везикулярного стоматита, однако ни одной вылеченной и выздоровевшей скотины по прошествию месяца показать не смогли. Так же как не смогли объяснить, почему столь распространенным у коров везикулярным стоматитом не заразились другие домашние животные - овцы, лошади, козы. Которые подвержены этому заболеванию ни чуть не меньше коров.
Между тем масштабы мора крупного рогатого скота уже достигли поистине угрожающих размеров. Точное количество павших животных на сегодняшний день ни кто сказать не может. Однако из-за того, что напуганные крестьяне теперь стремятся пустить под нож и здоровую скотину, в ЮКО и особенно в Шымкенте уже начала ощущаться острая нехватка молочных продуктов. Традиционных молочниц, торгующих молоком из бидонов в "спальных" районах города не видно уже месяц. Там, где торговля молоком еще продолжается, цены выросли на 50 а то и 100%. Нехватку молочной продукции отмечают даже стационарные магазины, реализующие продукцию фирменных шымкентских молзаводов. Здесь наблюдается та же ситуация - количество давальческого молока сократилось, а цены на него поднялись вдвое. Интересно, что произошло и снижение качества ряда кисломолочных продуктов. Этот факт производители объясняют тем, что южно-казахстанские коровы сейчас буквально нашпигованы всевозможным прививками, и потому падают не только количество надоев, но и качество получаемого молока.
Озабоченность ситуацией на Юге Казахстана проявило и Министерство сельского хозяйства, командировавшее сюда начальника управления эпизоотического мониторинга и ветеринарных мероприятий Минсельхоза Нигмата Жакупбаева. Жакупбаев посетил Сарыагашский район, считающийся одним из наиболее неблагоприятных в регионе из-за общей границе с Узбекистаном.
В Казахстане на вакцинацию скота выделяются деньги государством. В других странах Среднеазиатского региона, в том числе и в соседнем с нами Узбекистане, этого не делается. Между тем, несмотря на официальное закрытие границы, нелегальная контрабанда скотом на казахстанско-узбекской границе происходит постоянно в обоих направлениях. И риск завести в Казахстан зараженный скот очень высок. Например, в Афганистане сейчас зарегистрирована эпидемия чумы среди мелкого рогатого скота, и "благодаря" контрабанде животных заболевание может распространиться и у нас.
Н. Жакупбаев заверил местных журналистов, что совместными усилиями территориального управления Минсельхоза, ветеринарных служб, полиции и администрации, делается все возможное что бы держать обстановку под контролем, и не допустить "контрабандного экспорта зараженного скота". Однако ответ на самый главный вопрос - что же за болезнь уже поразила южно-казахстанских коров, высокий гость дать не смог.
Диагностика заболевания южно-казахстанского скота растянулась на долгие месяцы. И хотя сами ветеринары говорят, что быстрее лабораторные анализы провести просто не возможно, складывается ощущение, что диагноз заболевания коров мы получим тогда, когда уже и буренок-то не останется. А в целом, отслеживая хронику диагностирования скота, невольно напрашивается подозрение, что официальным органам самим очень не хочется получить точный ответ.
Итак, кое-что о хронике диагностирования. Уже в первые дни сентября ветеринары берут пробы слюны у павших животных. Проанализировав их несколько дней на местном уровне, южно-казахстанская служба отправляет пробы в республиканскую ветеринарную лабораторию Отарского института сельского хозяйства. Через две недели приходит ответ - в предоставленных пробах обнаружен иммунитет на два вида ящура. И хотя причина болезни опять-таки еще не называется, но официально заявляется, что двумя видами ящура эти павшие коровы заразиться уж точно не могли. Фокус в том, что у ящура имеется еще пять разновидностей болезни. И чтобы дать заключение относительно всех типов и подтипов заболевания необходимо проанализировать еще и кровь зараженных животных. Теперь южно-казахстанские ветеринары отправили в институт еще и пробы крови. Хотя вряд ли что-либо мешало им с самого начала отправить на экспертизу сразу все возможные пробы с туши животного - начиная от слюны, крови, костей, волос и т.д.
Какую же государственную тайну хранят южно-казахстанские ветеринары. Первым ее обозначил опять таки командированный в ЮКО начальник управления Минсельхоза г-н Жакупбаев:
-В случае если у южно-казахстанских коров подтвердиться заболевание ящуром, - сказал г-н Жакупбаев, - то весь Казахстан рискует получить мораторий на экспорт сельскохозяйственной продукции на два года.
Что такое ящур у скотины будет хорошо понятно тем, кто вспомнит, как лет пять назад этот самый ящур буквально послал в нокаут все животноводческую отрасль Великобритании. Тогда английским фермерам пришлось просто под корень вырезать весь свой скот, а мясо отправить в крематории либо в хлорные могильники. После этого еще долго факты подпольных поставок "заразной" английской говядины со скандалом всплывали в странах третьего мира, в том числе и на пост советском пространстве. Для Англии это был удар.
Примечательно, что для Казахстана, подтвердись здесь все же наличие ящура, меньше всего это принесет урона экспорту казахстанской говядины. Просто потому, что Европа ни когда не экспортировала нашу живность практически ни в каком виде.
Западная Европа вообще отказывается потреблять даже вакцинированную от ящура говядину. Другими словами, тот факт, что наши коровы получают вакцину от ящура, уже перечеркивает любую возможность экспортировать ее в Западную Европу. Что же касается России, которая сама проводит вакцинацию скота, то на экспорт казахстанской говядины здесь могут повлиять исключительно соответствие поставляемого товара санитарным нормативам РФ. А, учитывая, что Россия вообще довольно мало экспортировала казахстанской говядины, то даже в самом пиковом случае потеря российского рынка останется практически не заметной для Казахстана. Что же касается экспорта казахстанских коров в страны Средней Азии, то здесь, наоборот, преобладает на уровне нелегальной контрабанды. О чем так беспокоился представитель Минсельхоза, и потеря которого, в конечном счете, опять таки не может быть проблемой государственного уровня.
Удар нас ожидает совсем с другой стороны. Под мораторий на сельхозпродукцию могут попасть (и попадут, подтвердись эпидемия ящура), казахстанские хлопок и зерно. И вот тут-то, пожалуй, нам придется потрудней чем Англии. Практически крест можно ставить на всем сельском хозяйстве Казахстана, так как ни какие другие культуры не способны сделать рентабельным наше крестьянство.
Потому то так долго идет установление диагноза заболевания южно-казахстанских коров. Между тем замалчивание проблемы чревато другими последствиями. Главное - ящур опасен для человека. Пока еще одним из козырей ветеринаров было то обстоятельство, что ни смотря на масштаб поражения скота, ни одного заразившегося ящуром среди людей не зафиксировано. Увы, на прошлой неделе и этот аргумент сильно пошатнулся.
В городскую инфекционную больницу Шымкента было доставлено двое жителей Сарыагашского района с множественными язвами на руках. По словам госпитализированных, они, скорее всего, заразились от больной коровы, за которой ухаживали несколько дней. Руководство инфекционной больницы пока воздерживается от комментариев, ссылаясь на то, что окончательный диагноз еще не установлен. Коровья история начинает повторяться. Только теперь с людьми.