“Гости в шоке!”, - эксперты о том, в каком состоянии здание Союза художников Казахстана

Только это – действующее здание Союза художников Казахстана. Знаменитый на всю страну храм искусства. И находится он в самом центре Алматы, на пересечении улиц Панфилова – Айтеке би! Как рассказали “КАРАВАНУ” его обитатели – художники, арендаторы – проблем здесь накопилось выше крыши, но почему-то владельцы здания закрывают на них глаза.

Заглянула я сюда случайно – увидела старое здание Союза художников и вспомнила, что когда-то здесь были прекрасные галереи с творчеством наших маститых, да и начинающих художников. Зашла и даже вначале не поняла, куда попала. Но все по порядку…

Лифтом здесь можно воспользоваться, имея специальную карточку, поэтому поднималась по лестнице пешком. Скажу честно: не таким унылым, заброшенным представляла себе строение, принадлежащее творческой интеллигенции!

Оно построено в 1972 году по инициативе кабинета министров Казахской ССР. Активное участие в разработке генплана принимал заслуженный деятель искусств Казахской ССР Сабур Мамбеев. С его легкой руки помещения на первом этаже, предназначенные для скульпторов, имеют высокие потолки – 5 метров 75 сантиметров. Северную часть строили из стекла, которое легко можно было демонтировать и вывезти монументальную работу на доработку или в город.

Здесь 7 этажей. Как рассказали местные обитатели, когда-то в мастерских кипела бурная деятельность, а внизу, где сейчас расположились кафе, находились выставочные залы. В тяжелые 90-е Союз художников выживал как мог. В истории здания были и огромные долги за коммунальные услуги, и приватизация помещений за копейки, и скандалы.

Фото Тахира САСЫКОВА

Из старой гвардии художников, скульпторов остались единицы. Одни продали мастерские, другие пустили в них арендаторов. Третьи передали просторные помещения детям, которые продолжают их дело. Для этой категории людей здание, где они проводили много времени с родителями, в атмосфере творческого поиска – культовое. И расположение в центре города – весьма удобное.

“Как идет ливень, с крыши по коридору бежит вода”

– Для меня все здесь – история, здесь творил и работал мой отец, заслуженный деятель искусств, художник-график Исатай Исабаев, – рассказывает его дочь, Алия ИСАБАЕВА. – Я продолжаю его дело, занимаюсь творчеством. Мы приватизировали свои мастерские, получили техпаспорта. Сделали ремонт. Установили счетчики на воду, свет, отопление.

Считаю, здание должно соответствовать своему статусу. Ведь это центр творческих людей.

Но, к сожалению, глобального ремонта в нем никогда не было. Давным-давно сделали капремонт крыши. У отца мастерская на седьмом этаже. Как идет ливень, с крыши по коридору бежит вода. На лестнице выбиты стекла. Я взяла инициативу в свои руки – наняла рабочих, общими усилиями мы сделали на своем этаже косметический ремонт. Но по всему дому много чего нужно делать. Тот же лифт дышит на ладан – истекает его срок эксплуатации. Наверное, собственник – ОО “Союз художников Казахстана” – должен как-то заботиться о нем. А нам только и говорят – раз вы здесь работаете, берите все затраты по лифту, ремонту на себя.


Фото Тахира САСЫКОВА

– Я в этом здании работаю с 1995 года, – говорит член Союза художников Кабдрахман ОТАРБАЙ. – Возмущает неразбериха с оплатой, которая тянется уже лет десять. Непонятно – кто за что платит, кто кому должен. Министерство культуры давно махнуло на нас рукой. Мы влачим жалкое существование, и руководству союза, похоже, все равно.

“Летом, осенью мы дышали гарью”

Дочь известного художника Ивана Бондаренко, Виолетта КНУТОВА также когда-то получила мастерскую по наследству. Приватизировала, сделала ремонт, исправно оплачивает счета. Художница здесь не только работает, но и живет по семейным обстоятельствам уже 16 лет.

– В конце мая – начале июня мы с супругом находились на пленэре в Греции. Вернулись. Открываю окно мастерской и вижу – вытяжная труба протянута до самой крыши. На первом этаже появилась точка общепита, – рассказывает Виолетта Ивановна. – Летом, осенью – с 11 утра до 11 вечера, а в праздники до половины первого ночи мы дышали гарью. Все семь этажей не могли открыть окна.

Как вообще Союз художников дал разрешение построить эту трубу? Почему нас, собственников помещений, никто не спросил?

В праздники кафе устраивает акции, собирается огромное количество людей. Шум, драки, мусор кругом – все под нашими окнами. Администрации я показала фотографии, на что мне сказали – да, мы тоже дышим этой гарью.

– О художниках в Союзе художников никто не думает! – с горечью в голосе продолжает женщина. – Интересуют, видимо, только деньги. Наше здание – страшное внутри. Мы своими силами что-то в коридоре подмазываем, подделываем. К нам часто приходят друзья, иностранцы – из французского посольства, например. Они в шоке – в коридоре темно, лестницы обшарпанные. Я добилась, что на втором этаже не курят. А выше – курят. Урн – нет. Просто кошмар!


Фото Тахира САСЫКОВА

Инспектора пожарной безопасности, где вы, ау?

Думаем, после выхода этой публикации руководство акимата Алмалинского района, горархитектуры, службы противопожарной безопасности просто обязаны нанести визит в здание по адресу: ул. Панфилова, 92. Пройти по нему, что называется, пешком, проверить каждый закуток, а заодно и документы.

Мы – не специалисты, но на первом этаже бросилось в глаза, что на отдельном участке коридора потолок стал заметно ниже.

– Это один из офисов сделал у себя перепланировку, – пояснили арендаторы.


Фото Тахира САСЫКОВА

Законна ли она, какой вес находится над головой, не обрушится ли потолок на головы – обитатели не знают. Разрешение на перепланировку им никто не показывал. Со слов людей, пытались выяснить все у председателя союза, тот ничего не показал.

Также арендаторы и художники просят обратить внимание властей города, района на пожарную безопасность и проверить все эвакуационные выходы этого здания. На втором этаже, где расположена мастерская Виолетты Кнутовой, только один выход. Еще на этаже есть фитнес-клуб. Пожарный щит закрыт на замок, огнетушителя нет.

На седьмом этаже из всего противопожарного инвентаря мы увидели железный ящик с мусором вместо песка, пожарный щит, внутри которого лежат окурки. Ни пожарного рукава, ни огнетушителя! А если, не дай бог, разгорится огонь? Все мы понимаем, какие могут быть последствия в высотке.


Фото Тахира САСЫКОВА

Диалога с Союзом художников у владельцев мастерских, арендаторов не получается. На все претензии по поводу состояния здания часто слышат ответ – нет денег на ремонт.


Фото Тахира САСЫКОВА

– На крыше установлены антенны операторов сотовой связи. Нас об этом не ставили в известность, хотя, по законодательству, должны были спросить согласие, собрать подписи. Подвал тоже сдается в аренду. Получается, владельцы здания деньги берут, но ничего в него не вкладывают! – возмущаются люди.

И приводят пример: неподалеку стоит семиэтажное здание, на первом этаже находится ювелирный салон, помещения также сдаются в аренду. Так его владельцы содержат в идеальном состоянии, как и прилегающую территорию, за счет средств арендаторов. Об этом художникам рассказала председатель КСК, к которому относится то самое здание.


Фото Тахира САСЫКОВА

Так кому выгоден хаос?

Люди рассказали, что периодически от руководства Союза художников слышат фразу вроде: “Вы ходите по нашей земле, по нашим коридорам, поэтому за все должны платить сами”. Активисты говорят, что они не против оплачивать целевые, поддерживать здание в нормальном состоянии, чтобы не стыдно было приводить сюда гостей.

– Мы давно готовы объединиться, создать потребительский кооператив собственников помещений и решать вместе текущие проблемы, – заявили художники. – В здании есть добросовестные плательщики, а есть и те, которые не платят. Закрыли мастерские, никто не знает, где их искать. Есть и те, кто не хочет выносить сор из избы, они придерживаются нейтральной позиции.

Если у нас будет ПК, мы сможем найти рычаги, как бороться с неплательщиками. В мае этого года получили от Союза художников ответ, что там согласны на членство в ПК. Нам предоставили документы – чем владеют. В них указаны лестничные пролеты, туалеты, коридоры, технический этаж и подвальные помещения – это всё их собственность. Мы отдали экономистам документы – посчитать, кто за что должен платить. Вызвали бухгалтера, показали расчеты.

На прошлой неделе предложили руководству союза встретиться, назначили дату. Однако на встречу руководство, которое находится в этом же здании, не пришло!

Странная ситуация, правда? Владельцы мастерских бегают за владельцем здания, чтобы решить проблемы с их собственностью! Видимо, Союзу художников РК, его председателю правления Жубаниязову Умирбеку выгоден этот хаос. Художники теряются в догадках. Мы, признаться, тоже. Подпольные войны: зачем "отжимают" подвальные помещения служебных квартир КНБ

Слышали разные версии, вроде той, что творческих людей специально выживают из здания, чтобы те распрощались с помещениями.

Дескать, арендаторы жаловаться на бардак не будут. Ходят слухи о перепродаже с последующим строительством более высотного офисного здания, ведь земля под ним – лакомый кусочек.

А теперь 10 вопросов Союзу художников Казахстана и акимату г. Алматы:

1. Почему в центре города находится здание в столь запущенном состоянии?

2. Когда в последний раз сюда заглядывали инспектора пожарной безопасности, какие у них были замечания?


Фото Тахира САСЫКОВА

3. Кто дал разрешение точке общепита на установку вытяжки на уровне окон здания Союза художников? Не опасно ли такое соседство?

4. Почему в здании арендуют помещения фитнес-центр, кафе, рестораны, когда у него есть целевое назначение – приютить под своей крышей людей искусства, проводить здесь творческие вечера, выставки и т. д.?

5. Законны ли перепланировка, захват части потолка и лестничного прохода на первом этаже здания?

6. Почему Союз художников не может определиться с юридическими взаимоотношениями с владельцами, арендаторами, да и самими художниками, постоянно проживающими здесь?

7. Когда истекает срок эксплуатации лифта? Подлежал ли он проверке, в каком году?


Фото Тахира САСЫКОВА

8. Почему Союз художников, управление культуры города не привлекут молодых художников, граффитистов, чтобы привести в порядок фасад здания, сделать его ярким, привлекательным арт-объектом?

9. Арендаторы, собственники помещений говорят, что последние годы они платили разные суммы за уборку, обслуживание лифтов, вывоз мусора, охрану. Можете назвать, какие суммы в целом ежегодно собирались на обслуживание здания в 2018–2019 годах?

10. Законна ли установка антенн операторов сотовой связи на крыше здания, если, по словам собственников помещений, они не давали разрешения? Какую сумму ежемесячно платят эти арендаторы Союзу художников?

АЛМАТЫ