Ученые мира обеспокоены беспрецедентностью распространения "птички". Но пока девять учебных заведений в Северо-Казахстанской области нашей республики закрыты на карантин по вполне "успокаивающей" причине - не куриный, а группы А.
Ну что, нос-на-все-лицо, пялящийся в монитор красными слезящимися глазками? Тебе, конечно, кажется, что способность дышать и думать по-человечески уже не вернется никогда, и ты пребудешь в жалком состоянии обрубка, напичканного таблетками всех стран и народов, аэрозолями и отечественными панацеями, на веки-вечныя (аминь)! Прекрати-ка лучше мерзко обчихивать клавиатуру и приляг под уютный плед. Кстати, в данном состоянии категорически запрещено работать, а только - горизонтальное положение и чай с лимоном да компот ведрами. Причем настаивают на этом сами же врачи: лежите, лежите, ласково говорят они, нечего инфекцию распространять, а денька через четыре придете ко мне на прием. Когда на пятый день ты доползешь до пропитанных духом мизантропии (скамеечек-то на всю толпу не хватает) прохладных коридоров поликлиники и после трехчасового ожидания в очереди - попадешь к замученному врачу, тебе страстно захочется на работу. Явишься с потрескавшимися губами и неадекватными мозгами, начальник посмотрит на твой больничный как на филькину грамоту, и еще долго ты будешь радовать народ впалыми щеками, каплями пота не бледном челе и импровизированным кашлем в маршрутке.
Это называется "перенес на ногах". А там, глядишь, и коллега по кабинету позвонит однажды утром и тем же дивным голосом первого переводчика контрабандных видеофильмов прогундосит: "Я, кажется...". Нашему человеку гриппом болеть не приходится - какому ж работодателю понравится, что ты валяешься дома без дела. Да и у самого в мозгах копеечный счетчик тикает. Поэтому уже через денек-другой, вооружившись арсеналом пипеток-таблеток и сумкой носовых платков, отправляемся мы на работу, являя собой "ходячую инфекцию". А меж тем, к примеру, в Германии каждому переболевшему гриппом предоставляется за счет государства еще три недели реабилитационного периода - государству экономически выгодно, чтобы человек вернулся "в строй" абсолютно вылеченным и бодрым, а не куксился, заражая при этом еще и других. Почему бы и впрямь не подтянуть свое здоровье в эти незапланированные отгулы: не пройти курс дополнительной терапии, не посетить солярий, косметический салон - словом, с лихвой вернуть те положительные эмоции, которые коварно похитил грипп. У нас это тоже возможно, только не для тебя, юзер-37,8.
Впрочем, некоторое утешение у нас есть: по словам представителей министерства здравоохранения РК, избежать эпидемии, возможно, удастся.
"В последнее время отмечается рост заболеваний гриппом, - говорит Сауле Диканбаева, вице-министр здравоохранения РК, - но пока заболеваемость не превышает 25 процентов от допустимых норм. Больше всего случаев гриппа отмечено в Карагандинской, Костанайской, Восточно-Казахстанской областях, Астане и Алматы". По принятым у медиков меркам, именно порог в 25 процентов считается пограничным между просто "бродячим" гриппом и эпидемией.
Об эпидемии специалисты говорят в тех случаях, когда гриппом заболевает одновременно большое количество людей в одной местности - продолжительность ее обычно составляет от трех до шести недель. Но когда коварный вирус начинает распространяться с огромной скоростью, охватывая все новые и новые территории - это уже пандемия. Самая жестокая пандемия, вошедшая в медицинские хрестоматии, произошла в 1918 году и получила роковое название - "испанка". Хотя и предполагается, что свое смертельное путешествие эта дама начала в Китае, но первые документально подтвержденные случаи летальных исходов от респираторного заболевания были зафиксированы в портах Франции, Испании и Италии. Смерть наступала очень быстро - еще утром человек мог быть абсолютно здоров, к полудню чувствовал себя плоховато, а ночью отдавал Богу душу в бреду и жару. Необычной и наводящей ужас особенностью "испанки" было то, что она в первую очередь как бы "выбирала" молодых людей - обычный же грипп поражает прежде всего пожилых и детей. В течение десяти месяцев пострадало население всего мира. В 1919-20 годах произошли повторные всплески. Потери были беспрецедентными: по некоторым данным "испанка" унесла жизни 20 миллионов человек, по другим, эта цифра достигла 40-50 миллионов.
В 1957-58 годах на Дальнем Востоке началась пандемия, которая также быстро распространилась по всему миру, получив название "азиатский" грипп. Только в США от него скончались 70 тысяч человек. Через десять лет был знаменитый "гонконгский" - будучи уже более-менее просвещенным по медицинской части ребенком, помню, что боялись его как огня. И не зря - около 40 тысяч граждан из разных стран полегли в неравной схватке с экзотическим пришельцем.
Главная загадка гриппа - отсутствие его в популяции буквально восемь-девять месяцев в году. Основной тактический прием - внезапный налет и постоянная модификация. У ученых есть предположение, что на длительное время вирус ложится в дрейф в районе экватора, а с приходом благоприятных сезонов начинает барражировать над теми или иными странами.
Чем больше и плотнее численность их населения, тем выше уровень заболеваемости. Наибольшая эпидемическая заболеваемость отмечена в городах с населением в 1 миллион и больше - 29,7 процентов, в городах с населением от 500 тысяч до миллиона - 24,1 процента и так далее.
Специалисты считают, что следующая пандемия гриппа неизбежна, вот только никто не может сказать, когда именно это произойдет. Опасность в этом плане "куриного" гриппа высока как никогда. "Распространение птичьего гриппа беспрецедентно и представляет угрозу здоровью человека", - так характеризуется нынешняя ситуация в совместном заявлении ВОЗ и ФАО (организация ООН по вопросам продовольствия и сельского хозяйства).
По мнению экспертов этих организаций, только полное уничтожение домашних птиц способно стабилизировать ситуацию. Именно этот не самый гуманный метод помог предотвратить пандемию нового гриппа в 1997 году, когда вырезали 1,5 миллиона кур в Гонконге, и пострадали лишь 18 больных, 6 из которых погибли.
Теперь дело серьезнее. Очень трудно уничтожить всех до единой домашних птиц в беднейших местностях азиатских стран. Нынешний вирус сильнее, если 16 лет назад умер каждый третий зараженный, то сейчас - шесть из семи. Есть только один оптимистичный прогноз - пока не обнаружено достоверных случаев заражения человека человеком. А если вирус сумеет адаптироваться? Некоторые западные медики уже склонны называть его новым биологическим оружием.
Что же делать? Наверное, все-таки не надеяться на "авось" и пройти вакцинацию, что уже сделали боле 212 тысяч наших сограждан. Как известно, мы более чем наплевательски относимся к своему здоровью. Американцы - наоборот. Но во время ужасной эпидемии этого года от осложнений, вызванных гриппом, умерли 111 человек, в том числе 64 ребенка.
Так что забирайся-ка под одеяло и пей ремантадин! Всех денег не заработаешь и всех дел не переделаешь. Правда ведь, распухший нос?