Однако по какой причине, несмотря на очевидную объективность данного положения, некоторые малые субъекты рынка выступают за возвращение контроля государства над розничными ценами?
Неделю назад розничные продавцы ГСМ Южно-Казахстанской области обратились с просьбой вернуть госрегулирование цен на бензин. Согласно их уверениям, если этого не сделать, то порядка 300 мелких и средних розничных реализаторов в регионе будут вынуждены закрыть свой бизнес. При этом одними из аргументов за возврат госрегулирования являются необеспеченность отечественными нефтепродуктами на 100 процентов и высокая доля импорта, а также непрозрачность рынка и отсутствие мониторинга со стороны органов власти. Согласно их уверенности, не что иное, как отсутствие предельной розничной цены создало предпосылки для роста цен на бензин марки Аи-92.
Однако давайте вместе посмотрим, что в действительности происходит на отечественном рынке нефтепродуктов. Прежде всего, необходимо напомнить, что правительство отменило установление предельных розничных цен на бензин Аи-92 еще в сентябре 2015 года. Далее, в июле прошлого года аналогичное решение было принято в отношении дизтоплива, и в сфере госрегулирования остался только бензин Аи-80.
В свое время, в 2011 году, установление розничных цен вкупе с запретом экспорта светлых нефтепродуктов по замыслу правительства было продиктовано необходимостью обеспечить внутренний рынок Казахстана бензином и дизтопливом, исходя из высокой зависимости от российского импорта, и невысоким производством собственных ГСМ. Некоторое время выглядело так, что вышеуказанные меры весьма эффективны, но, как вскоре выяснилось, они отрицательно сказались на деятельности недропользователей, добывающих нефть. Дело в том, что устанавливаемые государством розничные цены не отражали реальную конъюнктуру международного рынка нефти и нефтепродуктов, не принимали во внимание колебания курса тенге к мировым валютам. И в итоге цены на нефть для переработки на отечественных НПЗ стали для поставщиков почти наполовину ниже, чем на мировых рынках.
Другой “головной болью” мелкой розницы стала отмена с нового 2017 года распределения бензина АИ-92 и дизтоплива казахстанского производства по графикам минэнерго. Раньше поставки нефтепродуктов осуществлялись по регионам через операторов, представленных акиматами. При этом, согласно информации участников рынка, тогда оптовикам настойчиво рекомендовалось устанавливать оптовые цены не больше 81–83 процента от предельной розничной цены. Естественно, все это сказывалось на уровне доходности и оптовиков, и нефтедобытчиков, однако в тот период их интересы не принимались во внимание. Таким образом, мелкие АЗС просто привыкли получать гарантированный государством объем ГСМ по гарантированным фиксированным ценам, что привело к проявлению иждивенческих настроений в их среде. Здесь уже не идет речь о развитии предпринимательства и конкуренции, потому что рынок пребывал в законсервированном состоянии, и, естественно, у его участников просто нет стимула для дальнейшего развития, так как их устраивало подобное положение вещей. Все это очень напоминало эпоху развитого социализма, когда все мы жили согласно госплану.
Неоспоримым остается тот факт, что Казахстан, исходя из объективных причин невозможности 100-процентного самостоятельного обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктами собственного производства, и, как следствие, вынужденного импорта из России, остается зависимым от цен на рынке своего северного соседа. Данная зависимость может быть устранена только после завершения модернизации отечественных НПЗ.
Однако сейчас эта подчиненность очевидна, и при себестоимости российского бензина марки Аи-92 на нашем рынке в размере не менее 143 тг./л действующие цены на АЗС от 135 до 140 тг./л явно неактуальны. При таком положении на рынке россиянам просто коммерчески невыгодно поставлять бензин в Казахстан. Для сравнения, розничная цена Аи-92 в России в переводе на тенге составляет как минимум 177 тг./л. И становится очевидным, что для того чтобы российский бензин устремился на наш рынок, цена “на пистолете” должна быть не меньше 150 тг./л., иначе угроза дефицита ГСМ в Казахстане станет реальностью. И если сейчас эта нехватка не ощущается благодаря имеющимся запасам, то вскоре ситуация может кардинально измениться. Это связано с остановкой на ремонт в связи с модернизацией двух крупнейших отечественных НПЗ в текущем году: Шымкентского НПЗ в марте и Павлодарского завода в июне.
В настоящее время ситуация изменилась – рынок по-настоящему стал рынком, действующим на основании спроса и предложения, исходя из реальной стоимости нефтепродуктов. Этот базовый принцип давно действует во всех сегментах общего отечественного рынка и служит основой для развития предпринимательства и конкурентоспособности. И для всех розничных реализаторов появился шанс проявить себя и самостоятельно, без опеки акимата и государства в целом совершать торговые сделки напрямую с ресурсодержателями и импортерами, предлагая свои коммерческие условия. Это и есть основной принцип предпринимательства и рыночной экономики.
В настоящее время наша страна стоит на пороге больших перемен, и сокращение роли государства в бизнесе – это один из главных векторов внутренней политики. Повсеместно сокращается контроль государства во многих сферах, включая регулирование цен и тарифов. Глава государства в своем последнем Послании народу Казахстана отметил, что одним из главных приоритетов грядущей модернизации станет кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды, в том числе путем принятия системных мер по дерегулированию бизнеса.
И мы выражаем надежду, что все, включая розничных реализаторов ГСМ, наконец-то начнут жить по законам рынка, который мы строим уже 25 лет, и отойдут от практики государственного вмешательства в его законы.
Тимур МАМАШАЕВ, Алматы