Многие поколения местных жителей считают главным богатством, лицом своего города его зеленое убранство. Но сегодня люди хватаются за сердце и бьют в колокола, считая, что оно уничтожается.
– Проезжая железной сибирской дорогой, с нетерпением ждал я Петропавловска. У вокзала там – после пустых зауральских земель – было что-то вроде рая. Вяз мелколистый, кизильник и другие неизвестные мне кустарники представали кубическими, пирамидальными, яйцевидными, ромбическими образованиями, сгруппированными в радостные по общему тону сочетания. Этот скромный, продуманный в малейших деталях скверик нес на себе светлую печаль любви, терпения и трудолюбия, мне всегда хотелось сойти с поезда, разыскать и поблагодарить за праздничное впечатление человека, который все это затеял и осуществил, – рассказывает в своем очерке о Петропавловске писатель Владимир ЧИВИЛИХИН.
Краевед Владимир ШЕСТЕРИКОВ утверждает, петропавловский перрон начиная с 30-х годов прошлого века был знаменит на всей Транссибирской магистрали.
От Москвы до Владивостока не было такого – украшенного фигурной зеленью. Пассажиры договаривались друг с другом, чтобы не проспать Петропавловск с его удивительным зеленым чудом, сотворенным руками замечательного мастера зеленой архитектуры Василия ОСИПОВА.
Чужому не понять
– В 1984 и 1986 годах мы встречали павильон озеленения и цветоводства ВДНХ СССР. Петропавловск имеет переходящее Красное знамя ВДНХ СССР за озеленение. Мы считались лучшими среди городов областного значения средней полосы Союза с населением до миллиона человек, – рассказывает кандидат сельскохозяйственных наук, профессор СКГУ им. М. Козыбаева, академик Российской экологической академии, заслуженный агроном РК Равиль РЯЗАПОВ.
Зеленое убранство Петропавловска для многих поколений является главной достопримечательностью. Местные жители считают его лицом города. Именно это и гостеприимство зачастую оставались главным впечатлением гостей от Петропавловска.
Родную зелень горожане любили и берегли не просто как красоту, а как душу земли.
Понять эту любовь к незатейливым деревцам и вековым зеленым богатырям, даже обычным диким яблоням, которые называют дичкой, тополям, которые засыпают город белым пухом, может, наверное, только тот, кто родом из Петропавловска. И только с любовью к родному городу, переполняющей сердце, можно понять, что сегодня испытывают горожане, когда по городу шагает новая зеленая революция.
Иллюзия жизни
Прежняя красота идет под спил. Вместо родных горожанам ив, берез, кленов и тополей город заселяют сосны и невиданные доселе в этих широтах “зеленые изгороди”, которые во многих местах все никак не могут прижиться.
Не останется ли Петропавловск после такого озеленения пустыней – самый больной вопрос для местных жителей.
– Проходя мимо высаженных в прошлом году сосен, я увидел, что из 80 укоренилось только 7–8 деревьев. Погибшие были вырваны и вновь посажены. Остальные просто сохранились, но это временная иллюзия жизни. Хвоя долго не опадает, – рассказывает заслуженный агроном РК Равиль Рязапов. По его словам, перспективы у соснового наряда Петропавловска плачевные. И не место им здесь, да и посажены как попало:
– Сосна – это дерево бора. Они высажены под высоковольтными линиями. Там есть энергетические потери, которые губительны. Растяжки сделаны неправильно, слабенькие. Под ветром саженцы клонятся в разные стороны, а для них даже небольшой сдвиг губителен, когда начинает развиваться корневой волосок. Не учтена ориентация по сторонам света, важная для сосны.
Можно было по науке
Доцент СКГУ им. М. Козыбаева химик Тимур ЗВЕРЯЧЕНКО, занимающийся обследованием почвы для лесопитомников и лесоразведения, говорит, что североказахстанская наука могла бы помочь озеленить Петропавловск по уму.
– Полной статистики по выживаемости нет. Например, на пересечении улиц Мира и Юбилейная посадки сосен прошлого года пропали на 70–80 процентов. Их меняли на свежие, зачастую ночами… – говорит он. – Перед посадкой саженцев нужно проводить геоботаническое исследование, включающее изучение химического состава и морфологии почв. Это возможно сделать на базе нашего университета. Но к нам никто не обращался по озеленению улиц.
Сосны посажены без учета почв, саженцы – с отрубленной корневой системой.
Кустарник должен высаживаться до раскрытия почек. У нас же не то что с лопнувшей почкой – даже с листьями.
Ученый утверждает, что в петропавловских условиях нужно было сажать тополь Болле, акклиматизированный в местном Ботаническом саду, рябину. А там, где благоприятная почва, – ель обыкновенную.
“Живая изгородь” жива?
Новые кустарники – это вообще загадка для горожан. Насколько живые эти “живые изгороди”, раз на дворе уже июнь, а во многих местах на сухих серых ветках так и не пробились листики?
– Полуживые растения. Идет нарушение технологии посадки. Показуха. Живая изгородь – это декоративная подстрижка, элемент топиарного искусства, идет с древних римских времен. Для украшения Петропавловска его применял Василий Осипов. На 1 погонный метр используется до 5 растений. Здесь 20–30. И двойная изгородь. Они будут вытеснять друг друга. Идет битва на выживание. Я попробовал, даже ствол неживой. Угол Мира и К. Сутюшева мы смотрели. Там даже нет углубления для полива, – говорит Равиль Рязапов.
По современному методу
Обсуждение новых методов озеленения в местных социальных сетях выдалось горячим, даже слишком. На днях горожане узнали, что высадкой “живой изгороди” занимался некий ландшафтный центр “Изумрудный город”. Что происходит с деревьями на улице Панфилова в Алматы: есть ли повод для беспокойств
– Эти растения произведены в сибирском питомнике и пересажены сюда по современному методу, который мы используем в условиях Северного Казахстана и Астаны. Выкапываем эти растения еще из мерзлого грунта и пересаживаем сюда, чтобы растение не заметило этой пересадки. Когда установится жаркая погода, спирея будет расти как цветущая стена, – утверждает Гульнара БОКЕБАЕВА, директор ландшафтного центра.
Команда свыше вместо системного подхода
По словам Равиля Рязапова, в изобилующие зеленью годы жизни Петропавловска вопросы озеленения в городе решались системно. Каждое предприятие имело цех озеленения и благоустройства. Что, где и как садить – решалось специалистами. Даже был свой уполномоченный орган в этом вопросе – совет агрономов Петропавловска, где лучшие умы науки вкладывали все свои знания в то, чтобы каждое деревце росло там, где ему хорошо и где оно принесет наибольшую пользу горожанам. Сейчас все иначе.
– Профессионального подхода к озеленению города нет. Дал команду один человек, и все! Теперь никто ни с кем не советуется: я хочу, я могу…
Из ассортимента исключены лиственные породы, которые быстро растут и дают зеленый наряд и дыхание городу. Мы задохнемся скоро… – сокрушается почетный гражданин Петропавловска, бессменный руководитель позабытого совета агрономов Равиль Рязапов.
Крик души местные жители выразили в петиции в защиту деревьев, которые безжалостно выкорчевывали для посадки “новоселов”. Под ней сотни подписей. Но остановить чиновников и она не смогла. Для справки: сумма, потраченная на новое озеленение, – 30 миллионов тенге.
К слову, в прошлом году петропавловцы жарко обсуждали и сокрушались по поводу “живой изгороди”, высаженной на улице Конституции. Все ждали, когда случится ее обещанный расцвет. Нынче газоны стоят пустые. Изгороди и след простыл. Тогда же в городе на газонах вдруг возникли туи, которые северный народ привык видеть в далеких приморских краях.
Неравнодушные твердили, что погибнут эти красотки от северного мороза. Сегодня засохшие деревца прямо напротив городского акимата – памятник чиновничьему упорству в озеленении Петропавловска.
Как, глядя на этот сухостой, верить в разумность бюджетных трат и чиновничьей заботы о городе?
И еще. Как простому горожанину понять, почему, едва закончилась посадка новых деревьев, по этим посадкам сразу стали рыть траншеи для прокладки кабеля и труб?
Петропавловск