Город-сказка, город-мечта…

Об этом и другом аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК рассказал на отчетной встрече с населением города. Пройдемся по самым волнующим темам.

О занятости населения

В Алматы выявлено 14,5 тысячи незарегистрированных безработных, не имеющих официального дохода, отчислений в пенсионный фонд.

– С ними надо точечно работать, создавать условия для их трудоустройства, – говорит аким. – С сентября городской центр занятости начал работу в новом формате. По принципу “одного окна” можно выйти на биржу труда, где в электронном виде размещено более 35 тысяч вакансий. Можно оформить пособие, получить консультации по легализации трудовых отношений и так далее. Как вы знаете, за счет государственных программ и антикризисных мер в прошлом году создано 45 тысяч рабочих мест – это в два раза больше, чем в предыдущем году.

В этом году “дорожной картой” продуктивной занятости по Алматы планируется охватить более 32 тысяч горожан.

О работе КСК

Более трех тысяч жалоб поступило на работу КСК за прошедший год. Управлением жилья проведены проверки 264 КСК, обслуживающих 40 процентов жилого фонда. 90 процентов жалоб подтвердились.

К административной ответственности привлечено 104 КСК, еще 221 получил предписания об устранении нарушений. По итогам проверок, жители более 60 домов самостоятельно сменили недобросовестные КСК, а в пяти переизбрали председателей.

В Алматы внедрен пилотный проект “Электронный сервис для жильцов”. В нем участвуют почти 300 КСК с охватом более двух тысяч домов и пяти тысяч собственников квартир. В электронном виде формируются планы работ, бюджет и отчет об их исполнении. Принимаются онлайн-заявки, жильцы оценивают качество работы КСК. До конца года функционал планируется расширить. Люди будут получать уведомления о ремонтных работах, проверках и их результатах. КСК смогут вести базы по должникам, проводить общие собрания.

О транспорте

До конца этого года завершится первый этап 8,7-километровой линии BRT (скоростные автобусы большой вместимости, двигающиеся по специально выделенному коридору). Полный коридор в 22,4 километра будет запущен в 2021 году. Выражение Байбека “Те, кто ездит на джипах, – пусть стоят в пробках” посчитали социальной провокацией

Также в этом году на принципах ГЧП должен стартовать проект по строительству экологичного высокотехнологичного трамвая LRT.

По подсчетам, введение двух станций метро в 2020 году увеличит пассажиропоток в 1,5 раза – до 18 миллионов поездок.

Активно развивается и велосипедная инфраструктура. Сформирован связанный велокоридор протяженностью 21 километр, число велостанций “Almaty Bike” увеличено в четыре раза, до 200, а количество велосипедов – в шесть раз, до 1 730.

Еще из новостей – в текущем году начинается строительство БАКАД. По направлению к БАКАД уже построены три радиальные дороги. Скоро начнется пробивка проспекта Абая.

О ценах на проезд

– Сегодня акимат выделяет значительные средства на субсидирование общественного транспорта. Всего на этот год выделено более 15 миллиардов тенге на проезд 255 тысяч льготников, а также на покрытие убытков перевозчиков, – сообщил аким.

Себестоимость одной поездки в метро составляет 713 тенге, а для горожан – 80 тенге, для льготных категорий – 40 тенге. Разницу покрывают субсидии в размере четырех миллиардов тенге в год.

При этом на некоторых автобусных маршрутах себестоимость поездки в 10–15 раз превышает утвержденный тариф – 80 тенге. К примеру, в горной местности, где пассажиропоток маленький.

По словам главы города, для улучшения экологии и поддержки горожан акимат Алматы идет на эти расходы, при этом субсидируются только новые автобусы.

– Отдельные перевозчики возмущаются и требуют поднять тариф до 150 тенге, при этом не обещая повысить качество. С такими мы будем жестко разбираться, штрафовать, вплоть до передачи маршрутов добросовестным перевозчикам. Никакого повышения тарифа не будет, когда поднимете качество, тогда и поговорим, – подчеркнул Бауыржан Байбек.

О тарифах на коммунальные услуги

За последние 5 лет поставщики тепла восемь раз подавали заявки на увеличение тарифа в антимонопольный комитет. Только три раза получили разрешение. А разницу субсидировал акимат. С 2015 года для сдерживания тарифа из местного бюджета выделено свыше трех миллиардов тенге, а на модернизацию сетей – более 100 миллиардов. При этом средний износ инженерных сетей по городу критический – 63 процента.

По словам акима, в прошлом году рассматривался вопрос связанного тарифа на газ на пятилетний срок для жителей Алматы и Алматинской области. Город не поддержал это решение, так как тариф вырос бы для алматинцев на 16 процентов.

– Почти 1,5 миллиона человек получают коммунальные услуги по ценам, которые мы сдерживаем. А это почти 80 процентов населения города. Если бы акимат не предоставлял эти субсидии, все три года потребители платили бы за тепло на 35 процентов больше, – сказал Бауыржан Байбек. Алматинцы переплатили за отопление почти 2 миллиарда долларов

Кроме того, сегодня в 40 процентах домов не установлены общедомовые приборы учета, жители этих домов платят на 36 процентов больше, чем те, кто установил.

О жилищной помощи

Для тех горожан, у которых размер коммунальных платежей больше 10 процентов от совокупного семейного дохода, из местного бюджета выделяется жилищная помощь. Для ее получения в ЦОН нужно предоставить четыре документа: удостоверение личности, адресную справку, счет-квитанцию по коммунальным услугам и справку с места работы. Безработному члену семейства нужно встать на учет в центре занятости, принести справку.

– Может, люди просто не знают? Всего 2 200 человек получают эту помощь, – озадачился градоначальник и попросил руководство управления соцзащиты более активно размещать информацию.

О парковках во дворах

– Никаких платных парковок во дворах не будет! – заявил градоначальник.

Чтобы оградить свои дворы от чужого автотранспорта, жители сами через КСК могут устанавливать шлагбаумы на въезде во двор.

– Жители сами отвечают за свой двор, надо чтобы определили ответственного в КСК и обеспечили проезд для специального транспорта (“скорая помощь”, пожарные, коммунальные службы), – напомнил аким. – Соответствующие изменения в правила благоустройства разработаны, во втором полугодии вступят в силу.

О развитии

Дальнейшее развитие городской среды планируется по принципу 20-минутной шаговой доступности. Не более чем в 20 минутах ходьбы от дома алматинца должны располагаться школа, детский сад, остановка общественного транспорта, детская площадка, магазин, пешеходная зона или сквер и т. д. Эколог из Москвы назвал алматинский воздух опасным для здоровья

О благоустройстве...

До 2020 года по новым подходам планируется сформировать пешеходные зоны, дворы, детские площадки и автобусные остановки в каждом районе Алматы. Так, в текущем году пройдет реконструкция семи парков и скверов в Медеуском и Бостандыкском районах. Также планируется реконструкция центральных улиц по современным стандартам качества (пр. Абая, ул. Желтоксан, пр. Назарбаева, пр. Абылай хана, ул. Гоголя).

...и безопасности

В 2018 году в Алматы начнется строительство 137 километров уличного освещения в пяти районах города (Алатауский, Жетысуский, Медеуский, Наурызбайский и Турксибский), где сегодня оно отсутствует.

АЛМАТЫ