Город затопленных домов

“Караван” третий год следит за судьбой Зыряновска. Целый городской район стал заложником бездумного решения затопить отработанный рудничный карьер. Наполненное под завязку озеро вызвало общий подъем грунтовых вод и подтопление южной части города. “Поплыли” сотни домов.

В 2009 году после признания ситуации чрезвычайной было переселено 15 семей. В 2010-м из аварийных домов переселили уже 68 семей. В 2011-м опасными признаны еще 88 домов… Беда расползается, как опухоль. Тревожные прогнозы специалистов, о которых мы говорили больше двух лет, сбываются на глазах.

– Все зыряновцы знают, что под нашими улицами идут старые шахтные выработки, – заметил житель пострадавшего района Николай МИКУЛЬСКИЙ. – Пока насосы работали, пока грунтовую воду откачивали, район жил спокойно. Сейчас шахты заполнила вода, грунт размокает, дома стали проседать. Однажды все может уйти под землю.

 У Любови ПИСАНКО двор провалился на 30–40 сантиметров и уходит вглубь день ото дня. Рядом с крыльцом и под окнами – пугающие ямы. “Мы пробовали залить их цементом, – говорит женщина, – но раствор уходит как в бездонный колодец”.

Крен, который дал дом, виден невооруженным глазом. Разорвало фундамент, разошлись стены, обвалилась штукатурка. Дети Любови Ивановны ушли жить к родственникам – в родных стенах опасно:

– Мы три года не можем пользоваться погребом, баней, гаражом, огородом. Все разрушено, вода стоит до июля. Недавно ходили в районный маслихат, там сказали, что не знают, когда нас переселят. Велели запасти на зиму уголь.

Перекосило соседний дом Абая ДАУЛЕТБАЕВА: “Дом буквально трещит. Уже перестал его ремонтировать – бесполезно. У моего друга Марата Айкадырова ситуация еще хуже – вода все лето была во дворе. По всему району дома оседают, уходят в топь”.

Недавно у жителей подтопленного района побывала очередная акиматовская комиссия. Чиновники заявили, что из 88 пострадавших семей в первоочередниках – 26. Для их переселения в бюджете ищут средства. Остальные будут дальше жить на болоте. До тех пор, пока не появятся необходимые деньги.

Для отопления аварийных сырых домов с подполом, полным воды, люди вынуждены закупать вдвое больше угля. Даулетбаевы и Микульские вместо обычных двух с половиной тонн запасли уже пять.

– Комиссий много, а толку мало, – с горечью заметил Николай Микульский. – Мы боимся зимовать. Я в подвале сделал подпорку под печь – она ушла в грязь. Все тонет. А если печка рухнет в морозы?

Зыряновцы удивительно терпеливый народ. Восемь лет власти молча наблюдали, как карьер заполняется водой, как жилой массив превращается в болото. Год у чиновников ушел, чтобы доказать очевидное, – сотни домов подтапливают грунтовые воды. Еще на три года затянулась история с переселением из района ЧС… Все это время люди живут в невыносимых условиях. Терпят.

Полгода назад в материале “Карьер потрошит дома” (№ 16 от 22 апреля) мы задавали вопрос депутатам Парламента: почему зыряновцы остаются заложниками чрезвычайной ситуации на протяжении многих лет? Ответа не дождались.

Зыряновский карьер (бывший РОР – рудник открытых работ) расположен в черте города, глубина карьера – около 400 метров, объем – свыше 80 миллионов кубов. По мнению опытнейшего инженера-горняка Александра Лухтанова, ЧС, вызванная однажды затоплением РОРа, будет только усугубляться. Кроме провалов грунта возможны оползни и обрушения южного глинистого борта, вдоль которого идет автотрасса. Возможны выдавливание “киселя” с радиоактивными отходами и солями тяжелых металлов, скопившегося на дне рудника, в речку Березовку и дальше – в Бухтарму. Возможны и дальнейший подъем непредсказуемых теперь грунтовых вод и подтопление центральной части Зыряновска… Согласитесь, слишком дорогая цена за чиновничью “ошибочку”.

Усть-Каменогорск – Зыряновск