Официальной датой рождения Гурьева (с 1992 года Атырау) – УстьЯицкого казачьего городка – считают 1640 год. День города атыраусцы отмечают в первое воскресенье октября.
Но, по данным археологов, атырауская земля была освоена около 10 тысяч лет назад еще на заре неолита – нового каменного века. На местах древних поселений историки до сих пор находят каменные орудия труда, глиняную посуду, наконечники стрел.
В XV–XVII веках здешние края принадлежали Ногайскому ханству, ставка которого находилась недалеко от нынешнего областного центра, в городке Сарайджуке (ныне поселок Сарайчик). В те времена это был крупный торговый центр Золотой Орды, одна из остановок на Великом шелковом пути.
Река с серебряной крышечкой
Сам же город Гурьев основал богатый ярославский купец, сделавший состояние на торговле сибирской пушниной, Гурий Назарьев со своими сыновьями. Кстати, памятника ему в Атырау нет, но одна из центральных улиц называется Гурьевской.
Купца, заручившегося поддержкой царского правительства, привлекла возможность в самом устье реки наладить выгодный промысел ценной красной рыбы, не допуская ее вверх на нерест. Уплатив дань Ногайскому ханству, владевшему рекой, рыбопромышленники с помощью астраханских воевод возвели у реки Яик деревянный острог, то есть укрепление. Острог назывался УстьЯицким городком.
Для промысла ценной рыбы Назарьевы соорудили огромный учуг, деревянный и камышитовый заборы поперек русла реки для задержания красной рыбы, что вызвало немалое возмущение рыбаков, занимающихся добычей рыбы выше по реке Яик. Это сейчас рыбные запасы оскудели, а в те годы река была очень богата рыбой. В народе даже говорили: “Яик – золотое дно с серебряной крышечкой”.
Спустя несколько лет хозяйство окрепло, и Гурий Назарьев отказался от уплаты дани Ногайскому ханству.
На первый деревянный острог часто нападали обосновавшиеся в приморье казаки – видели в нем угрозу своему рыболовному промыслу. Особенно были злобны на Гурия астраханцы. Была даже попытка убить его сыновей.
Деревянный острог не мог обеспечить надежную защиту гурьевских рыбных промыслов, морского сообщения с Астраханью от калмыцких и казачьих погромов. Поэтому сын Гурия Назарьева Михаил Гурьев обратился к царю и 18 апреля 1645 года получил грамоту на право постройки каменной крепости наподобие Астраханской белокаменной. В царском указе говорилось: “На реке Яик устроить город каменный мерою четырехсот сажен…Четырехугольный, чтобы всякая стена была по сто сажен в пряслах между башнями”.
Первый камень
Михаил Гурьев обещал построить каменную крепость за свой счет. Казна же обязалась ежегодно поставлять по 600 строителей. Местом для нового городка был выбран остров в устье реки Яик и между ее рукавами – Платовой и Быковкой. Строительством руководил мастер Иван Остриков, участвовавший в возведении каменного городка в Астрахани. Строительные материалы, особенно лесные и скобяные изделия, привозили из Астрахани морем. Изза недостатка средств и рабочих, а также опустошительных набегов казачьих отрядов и кочевых племен строительство затянулось.
Выстроили каменный городок лишь через пятнадцать лет, в 1662 году, и обошелся он Гурьевым в кругленькую сумму. Но в результате город стал крупной пограничной крепостью. На восьми ее башнях артиллерийский наряд составлял 17 пушек, в погребах хранились большие запасы пороха и свинца.
В 1667 году крепость занял предводитель крестьянского восстания Степан Разин. Тут он пережидал зиму. А по весне Разин на 24 вооруженных лодках покинул городок и направился через Каспийское море в Персию.
Рыбные места
Но славен был город не пушками, а рыбой. Рыбу Гурьевы вывозили на морских судах – паузках, стругах – в Астрахань, а оттуда в города Центральной России. Яицкая и волжская красная рыба распродавалась в России, а паюсная икра отправлялась в разные европейские страны, преимущественно в Италию и Францию.
Спустя 30 лет рыбные промыслы были переданы в ведение приказа Большого двора – изза неплатежеспособности обедневших Гурьевых.
В далекое дореволюционное время был Гурьев городом рыбаков и поставщиком казачьих войск царюбатюшке. Как выглядел он тогда? Улица Купеческая с немногими двухэтажными кирпичными домами, с обширными дворами, где размещались приземистые добротные склады. Город стоял вдоль реки: дома деревянные, украшенные деревянными кружевами, вперемежку русские, татарские, редко – казахские. Лишь единицы их сохранились до сих пор.
По реке ходил паром, перевозивший днем с “самарской” на “бухарскую” сторону повозки и людей. А ночами паром переправлял овец, табуны лошадей, гурты крупного рогатого скота.
В начале прошлого века возвели первый деревянный мост, по правую сторону от которого у берега реки на ленивой зыби воды раскачивались широкобрюхие лодкирыбницы.
И ни одной мощеной улицы. Земля в сухую пору взбивалась в пушистую пыль, в сырую – раскисала от грязи. Липкая грязь на улицах Атырау – это и сегодня примета города, атыраусцы, как и сто лет назад, попрежнему носят резиновые сапоги. А возле каждого учреждения стоят металлические емкости с водой для мытья грязной обуви.
Но вот что примечательно – в те времена ни в сухую, ни в сырую пору на улицах не было мусора. В каждом дворе – огромные помойные ямы. Во дворах, даже бедных, – лошадь, корова, у татар и казахов – еще и козы, овцы.
Была в старом городе и гимназия, и русскокиргизская школапятилетка. Но учеников в них было немного. Население города в то время насчитывало всего 10 600 человек и состояло в основном из казаков, хозяев города, и “иногородних” – купцов.
Славился гурьевский рыбный базар возле устья Урала, где рыбаки прямо с рыбницы сдавали улов купцам. У тех имелись лабазы, где разделывали и упаковывали рыбу для дальнейшей перепродажи.
У любого казачьего дома был обязательный балкон с сушилами, на которых вялилась вобла размером с теперешнего огромного леща, жир течет с нее, хоть чашку подставляй, а рядом балыки – живой янтарь, истекающий жиром. Идешь, бывало, по городу, вспоминают старожилы, а с сушил на улицу течет ядреный дух рыбной вяленины – захлебнешься!
Не жалеем, не храним, не плачем
История города – не только в редких архивных бумагах, но и в архитектуре старинных построек. Увы, их остались в нынешнем Атырау считанные единицы. Тем любопытней история каждого такого строения.
Долгое время на набережной Урала рядом с областным акиматом стоял покосившийся от времени домик. В его комнатах казачий генерал Толстов, чья армия в 1918 году захватила Гурьев, принимал английского контрадмирала Норриса. Англичане имели свои виды на прикаспийскую нефть, и адмирал помогал казакам в борьбе с зарождающейся советской властью оружием и деньгами. Этот дом недавно снесли в связи со строительством многоэтажного жилого дома.
Снесли и старинное здание, где когдато располагался штаб Толстова, а до недавнего времени – областной отдел народного образования.
Список исторических памятников в последнее время сократился до двух с небольшим десятков домов. Многие уничтожены. Одно старинное здание выкуплено у государства иностранцами. Предполагается, что в нем когдато было Уральское казачье войсковое училище. Иностранцы отреставрировали дом, показав нам пример отношения к старине.
На месте парка выросли коттеджи
Печально сложилась и судьба жилого городка нефтепереработчиков – уникального архитектурного комплекса, построенного в годы Великой Отечественной войны (он тоже считается историческим наследием республики).
В комплексе, расположенном на берегу седого Урала, были запроектированы все объекты соцкультбыта. Двухэтажные жилые дома с террасами во внутренних двориках, открытыми лоджиями и пролетами являлись самым оптимальным вариантом в условиях климата Прикаспийской низменности с песчаными бурями и постоянными ветрами. За этот проект первого в Советском Союзе микрорайона, в котором идеально были учтены все необходимые для жизнедеятельности человека условия, за его создание архитекторы получили Сталинскую премию.
Тогда жилой городок озеленили, вырастили прекрасный парк, ставший любимым местом отдыха и гордостью гурьевцев. Комплексу Жилгородок был придан статус исторического памятника республиканского значения, и до сих пор этот статус никто не отменял.
Но, несмотря на высокий статус исторического памятника, парк активно уничтожается. Многие мощные деревья вырублены. Снесена и часть зданий. На их месте выросли коттеджи...
Фото Амангельды МУТИГУЛЛИНА, Олега СВИДИНА
Светлана НОВАК, Атырау