– По нашим данным, наполняемость пятизвездочных гостиниц – 23 процента, – отметил аким.
И это, по его мнению, очень плохо.
А может, просто отелей построили в четыре раза больше, чем надо?
Пока акимат города решает проблемы элитных отелей и ремонтирует за огромные бюджетные средства фонтаны на центральных улицах (мы писали об этом в материале “Миллиард на заплатки”, № 44 от 30 октября 2009 г.), самый большой и богатый город Казахстана проваливается в невиданный с 1990-х экономический кризис.
В январе – сентябре этого года экономика южной столицы “просела” почти на 20 процентов – и это по сравнению с прошлым годом, который тоже был нелегким. А где же отдача от миллиардов, которые государство “влило” в банки, строительство и малый бизнес – то есть в те сферы, на которых как раз и держалось благополучие Алматы?
– Те, кто получил эти деньги, тратят больше, чем зарабатывают, – считает главный научный сотрудник Института экономики Министерства науки и образования РК Олег ЕГОРОВ. И если страна сидит на нефтяной игле, то Алматы подсел на иглу “кредитную”. За последние 15 лет из промышленного центра город превратился в торгово-посреднический.
Во времена СССР в Алматы работало более 50 заводов, а 40 процентов всего производства приходилось на технику и оборудование. Но к 2007 году в городе не осталось ни одного крупного предприятия, способного конкурировать с импортной продукцией.
Перед кризисом в промышленности города было занято лишь 44 тысячи человек (из них две трети – в пищевом производстве). Зато в сфере операций с недвижимостью трудились 52 тысячи человек, в торговле – 45 тысяч, чуть меньше – в финансах (33 тысячи). Все эти “бизнесы”, как оказалось, не смогли и года продержаться без постоянной “накачки” заемными деньгами.
В южной столице банки раздали 37 миллиардов долларов – две трети всех своих кредитов. Но денежный поток не превратил город в локомотив экономики: в общем “продукте” республики (сумма товаров и услуг, которые можно продать за деньги) на Алматы приходится лишь пятая часть.
И что хуже всего – на эти деньги не создано постоянных рабочих мест. Главным работодателем в городе еще недавно были стройки. Теперь тысячи строителей и сотрудников агентств недвижимости ищут работу.
– У нас в базе более 7,6 тысячи безработных, а вакансий менее тысячи, – говорит заместитель директора городской Биржи труда Калимат АЙБЕНОВА. – В этом году ищущих работу вдвое больше, а спрос вдвое меньше. За январь – октябрь мы трудоустроили 3627 человек – в основном на объекты “Дорожной карты”. Но сейчас там работа закончилась.
Стройиндустрия Алматы в глубоком “нокауте”: в январе – сентябре этого года построено на треть меньше, чем в провальном 2008-м. На диком рынке строительных услуг цены на работу упали вдвое, теперь даже специалисту трудно прокормить семью разовыми шабашками.
Похожая ситуация в финансовой сфере, в сфере услуг, в теряющей покупателей торговле. Кредитного допинга больше нет – в сентябре этого года банки выдали в южной столице всего 188 миллиардов тенге – меньше, чем в том же месяце… 2004 года!
Эту зиму новые безработные как-нибудь перекантуются – до следующей “Дорожной карты”. Но можно ли решить такими “картами” проблемы с дорогами, коммуникациями и землей, из-за которых Алматы и стал одним из самых дорогих для жизни городов мира? Все эти трудности отпугивают инвесторов, которые могли бы открыть в городе и рядом с ним новые предприятия, создать рабочие места. Замкнутый круг?
В Алматы деньги “Самрука” “распилили” посредники
Аким Алматы Ахметжан Есимов:
– Большая часть контрактов, заключенных между “Самрук-Казыной” и алматинским бизнесом в рамках программы по увеличению казахстанского содержания, приходится на посредников. С реальными производителями подписано контрактов на сумму 32,7 млрд. тенге. Из них оплачено лишь 19 млрд. тенге, а оставшаяся сумма в объеме 273 млрд. тенге приходится на различные компании-перекупщики…
Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ