Мне было неприятно это определение, но я понимал, что гостья права - огромные плотные заборы, цинково-цинично поблескивающие на солнце, не доставляли эстетического удовольствия.
Мало того, они как бы намекали на бесправное положение общественности: вы, мол, хоть замитингуйтесь, а помимо вашей воли, помимо ваших вкусов будут идти и снос старинных зданий, и строительство новых.
Причем, новые вы увидите, когда они достигнут примерно этажа десятого - раньше мы, заборы, не позволим. И вот новость: монстры демонтируются. Может быть, акимат приобщился цивилизации и решил более пристойно обрамлять оголтелое строительство? Все проще: поскольку в кризис стройки замерли сами собой, принято решение убрать "безобразие" вокруг них. Решение, впрочем, беспрецедентное - ведь те же ограждения вокруг зачатых когда-то станций метро успешно ржавеют до сих пор.
По словам директора департамента государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК) Аскара Тутубаева, в Алматы на сегодняшний день убраны строительные ограждения вокруг территорий 41 нереализованного объекта, на очереди еще 28 объектов.
Общая длина заборов - 43 километра. Что же мы увидим, когда эти километры будут ликвидированы? Я имею в виду не конкретные участки изуродованной земли под несбывшимися стройками - с этим все понятно, а то, что принято называть архитектурным ансамблем. Ведь, как известно, в современной городской архитектуре должна прослеживаться взаимосвязь функционального, технического и художественного начал. Проще говоря, когда новые здания и глаз радуют, и пользоваться ими удобно. Во всех цивилизованных городах даже фонари и витрины проектируют так, чтобы не нарушать целостность облика, у нас - где в лес, где по дрова. Во всех цивилизованных странах бережно сохраняют старину, у нас целенаправленно разрушают. Стекло и бетон в центре разрывают историческую ткань города. Результаты бесконтрольного строительства, которое велось на протяжении последних лет, безусловно, дают о себе знать. Алматинские улицы неоднородны, пестрят разнообразием архитектурных стилей и несоответствием пропорций. Порой даже самые современные здания, отвечающие всем сегодняшним требованиям строительной техники и эстетики, смотрятся нелепо - они не вписались в городской контекст. Недостатки городского планирования имеют не только внешние негативные последствия, они самым непосредственным образом влияют на жизнь сегодняшних горожан.
Вряд ли можно назвать инвестиционно-строительную политику в городе удачной. Это касается и исторического центра, где по вечерам не светятся окна так и не заселенных толком высоток, в которых мало кто покупает квартиры. По сути, рынок искусственно замкнут на ряд местных игроков. Практически отсутствуют иностранные инвесторы. В строительстве нового жилья, по словам специалистов, применяется технология уплотнительной застройки. Всем алматинцам знакома картина: в крошечный промежуток между существующими жилыми домами пытаются всадить не один, а два или три небоскреба.
В идеале строительные процессы должны зависеть исключительно от законодательства, а не от субъективного решения того или иного чиновника. Должен быть единый закон, по которому действует чиновник, а при существующей системе многочисленных подзаконных актов, ведомственных инструкций, распоряжений местных властей возникает бесконечная свобода маневра. По мнению экспертов, сегодня жизненно необходимо "освежить" закон "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан", который был принят еще в 2001 году и с тех пор морально устарел. В конкретных дополнениях и изменениях нуждается, в частности, статья, касающаяся государственного регулирования градостроительства. Компании-монополисты зачастую нарушают права и интересы жителей близлежащих домов. Почти в каждом случае в ходе санкционированного строительства происходит столкновение интересов граждан и строительных организаций. И уж если существует генеральный план застройки, то почему бы городу ни развиваться в соответствии с ним, а не вопреки?
Мировая практика показывает: непродуманное строительство приводит к тому, что города постепенно превращаются в "каменные джунгли", ухудшается и без того тяжелая экологическая ситуация. Об этом много говорили на прошедшем в Турине летом 2008 года Всемирном конгрессе архитектуры под эгидой Международного союза архитекторов. Впрочем, как сообщил журналистам директор ГАСК Аскар Тутубаев, там, где уберут заборы, "будут созданы парковые зоны, скверы, будут садить газонную траву, устанавливать скамейки. Деревья трудно будет садить, потому что сезон прошел".
Еще в сентябре 2007 года президентом РК было дано поручение в кратчайшие сроки разработать законопроект по вопросам застройки Алматы, с акцентом на охрану окружающей среды. Потрясающе, но факт: только на днях мажилис и сенат приступили к созданию согласительной комиссии по преодолению разногласий по поправкам в законодательство по вопросам природоохраны при градостроительстве. На пленарном заседании депутаты мажилиса не согласились с внесенными сенатом поправками в законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам соблюдения водоохранной и природоохранной дисциплины при градостроительном планировании, выделении земельных участков, проектировании и строительстве". Словом, проект-то подготовлен был, но при переводе некоторых из 19 поправок на государственный язык возникла путаница. Например, норма о приостановлении ведения работ была переведена как разрешение на ведение работ. Анекдот? Да нет, обычное явление нашей жизни. И теперь, пока согласительная комиссия по преодолению разногласий будет создана, пока она эти самые разногласия преодолеет… Далеко уйдут под эту сурдинку наши застройщики в деле уничтожения природы.
Каждая эпоха оставляет нам свои архитектурные шедевры, архитектура - зеркало общества, всех его достижений и недостатков, она связана с экономикой и техникой, технологией и политикой. Почему на одной улице люди чувствуют себя комфортно и радостно, а другие улицу или площадь стараются поскорее пробежать? Что такое национальный стиль в архитектуре? Ответы не так просты, как кажется.
В 1972 году в Сент-Луисе был разрушен жилой комплекс из стекла и бетона, который назвали преступлением против человечества, настолько несуразным он был, настолько не вписывался в облик города. Американцы не побоялись признать свою ошибку и быстренько стереть ее из памяти людской. Трудно представить, что у нас может произойти что-либо подобное. Нелепый долгострой, похоже, останется навсегда. Градостроительство - это не просто размещение объемов зданий, на нем основывается экономика города. Это очень серьезно. Во всем мире данная сфера находится под пристальным вниманием правительств. Государственные институты всячески поддерживаются и укрепляются. Похоже, что нашим властям не хватает понимания чрезвычайной важности профессионального подхода к градостроительству.
Люди, которые несколько лет не были в Алматы, приезжая сюда сейчас, спрашивают, что происходит в городе, кто проектирует и строит эти новые здания и сооружения? Нужен вкус, нужен ансамбль, нужны творческие конференции, обсуждение тенденций в современной архитектуре, проведение глубоких исследований в области градостроительства с выработкой решений о том, что дозволено, а что - нет.
…А насчет заборов рано я радовался. Во-первых, уберут их только там, где нет котлованов. Во-вторых, перед собственниками земельных участков, за чей счет и должны собственно, производиться работы, не ставятся конкретные сроки по благоустройству территорий. И еще один любопытный момент. "Мы по поручению акима эту работу начали делать, и всем застройщикам даем предписания: они убирают заборы, делают благоустройство, озеленение за свой счет. А если завтра у них появятся средства, желание и возможность строить, то мы будем заново выдавать разрешения на производство строительно-монтажных работ", - сказал Аскар Тутубаев. То есть, что получается - сегодня разбили сквер, а завтра появились "средства и желание" - и сквер "ушел" за забор и исчез? "В любом случае будет порядок", - заявил директор ГАСК. Верится почему-то с трудом, уж не обессудьте. А может быть, у нас просто разные представления о порядке в нашем городе?
Фото с сайта http://kn.kz