Этот практически новый корпус детского онкоцентра переоборудован из старого, 60-летней давности, здания, что на углу улиц Курмангазы и Шагабутдинова. Раньше из-за сырости и плесени его помещения не могли протянуть и года без дополнительного ремонта. Теперь провели обработку всего корпуса против грибка, полностью заменили сантехнику, системы электроснабжения, вентиляции. Стены и пол обшили специальным медицинским материалом, по всему центру установили противопожарную сигнализацию, аудиосистему, специальный лифт для колясочников, закупили новую мебель. Обустроили детскую площадку во дворе. И вот прежде темные и унылые здание и двор стали излучать свет, добро и радость.
Справка “КАРАВАНА”
Центр детской онкологии при КазНИИОиР был открыт в 1979 году. За эти годы лечение, химио- и лучевую терапию, здесь прошли тысячи детей. А кое-кто из них, будучи уже взрослым и здоровым, наведывается сюда и поныне.
Еще здесь появилась смарт-комната, где детям будут преподавать конструирование и информационные технологии. К чему болеющим малышам занятия с электроникой, спросите вы, и как это подействует на их здоровье?
– Как показывает практика, конструирование помогает маленьким пациентам отвлечься от больничной рутины и лечебных процедур, которых у них предостаточно, – говорит преподаватель Ануар ДЖУСУПОВ. – Это не значит, что все 2 часа занятий ребенок должен находиться здесь. Если устал, может выйти на перерыв, а на его место придет другой. Работаем мы с наборами робототехники. Это не простые игрушки – сложил, поиграл и забыл. Дети собирают из них конструкции, которые затем можно автоматизировать, создать программу, с помощью которой они оживают.
Различие для малышей и детей постарше лишь в сложности сборки. Младшие могут собрать, к примеру, робот-цветок, робот-зверушку. Старшие – более технологичные конструкции, от вертолета до дамбы, защищающей город от наводнения. Вариантов множество, всё зависит от фантазии ребенка. А мы им помогаем, объясняем, как претворять свои задумки в реальность.
Психологическая помощь лечению
– Но почему так важно детям с онкозаболеваниями поднимать настроение? – интересуюсь у врача-педиатра, заместителя директора по науке и стратегической работе КазНИИОиР Зауре ДУШИМОВОЙ.
– Это своеобразная психологическая помощь, чтобы преодолеть болезнь, – говорит доктор. – Дети здесь не ощущают себя как в больнице. Всё красиво, как в детском садике. Хотя, конечно, диагнозы у них серьезные: опухоли головного мозга, саркомы, лейкозы. Тем более важно создать для них специальные условия, отвлекающие от мыслей о боли. Когда они думают о чем-то хорошем, это позитивно настраивает их на результат лечения.
Дело вот в чем. Когда человек пребывает в хорошем настроении, у него формируется биохимический уровень веселья. Соответственно, вырабатываются гормоны радости, как их еще называют, гормоны счастья. Это в любом случае влияет на общее состояние организма и на исход лечения. В последнее время не только в онкологии, а вообще в медицине большое внимание уделяется качеству жизни пациентов. Именно так сейчас принято измерять экономическую эффективность какого-либо вида лечения – в виде добавленных лет качественной жизни. И это теперь главное.
– Этот наш корпус очень старый, в нем давно не было массированного капитального ремонта, – продолжает Зауре Душимова. – И даже наши непедиатрические коллеги не очень любили сюда заходить, говорили, что всё здесь как-то грустно и печально. Но после проведенного ремонта, спасибо нашему спонсору, облик отделения изменился. Стало светло, радостно, и дети есть дети, они живо откликаются на все эти новшества, картинки на стенах, новые занятия. Им всё это интересно, они бегают, радуются.
– В апреле мы нашли спонсора, который решил полностью финансировать здесь ремонт, – рассказывает психотерапевт и менеджер Центра детской онкологии КазНИИОиР Динара КУСАИНОВА. – Он потратил огромные деньги, около 70 миллионов тенге, при этом захотев остаться неизвестным. Мы с ним решили отойти от стереотипа прежних советских больниц. Дизайн и всё оснащение сделали по последним европейским стандартам. Я сама – врач-психотерапевт. Помимо организационных вопросов, конечно же, работаю с детишками и в первую очередь с их родителями, потому что это колоссальная связка – “родители – ребенок”. И все они, видя такой энтузиазм работников клиники, тоже вдохновлены и настроены на скорое восстановление детей.
История Амирчика
Кстати, в клинике уже сформировалась целая команда из родителей, которые в трудные минуты поддерживают друг друга. И вот что рассказывает мама одного из маленьких пациентов Малика, которую в шутку здесь прозвали “старостой”.
– У моего Амирчика полгода назад обнаружилась опухоль головного мозга, – говорит Малика. – Сначала проявлялось незаметно, а потом постепенно я стала замечать, что он плохо ходит, глаза плохо видят. Когда опухоль вырезали, восстановилась координация движений, вообще всё восстановилось. Спасибо врачам! Сейчас сын и пишет красиво, и ходит. Я сама не смогла бы помочь своему ребенку.
До этого мы проходили химиотерапию в Нур-Султане, там же поставили шунт, чтобы из головы выходила лишняя жидкость. После этого ребенку стало хорошо, а то он был никакой. Это уже третья больница, в которой мы лечимся. Полгода потребовалось на восстановление. Сейчас ему 11 лет. Здесь он и школьный курс проходит, старается. Учителя не жалуются, говорят, активный мальчик.
– Уже 4-й класс закончил, в 5-м сейчас, – бодро рапортует Амир.
– Я ему ничего не запрещаю, – продолжает Малика. – Здесь есть учебная комната, где они занимаются и сами, и с учителями. Читают, рисуют, пишут, как в обычной школе. Мы лечимся довольно долго. Здесь нам нравится, очень красиво, и врачи хорошие, и отношение.
АЛМАТЫ