Рассказывает практикующий психолог, заведующая кафедрой психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа, президент Русского общества психосоматики Наталья ФОМИЧЕВА.
– Как обнаружить связь психосоматических расстройств и сексуальности в подростковый период и помочь ребенку?
– Подростка во время полового созревания может подстерегать много психосоматических опасностей. Его ранний период проходит с 10–11 до 13–14 лет, когда он только окончил начальную школу и, по сути, еще ребенок. Психологи называют это состояние эндокринными штормами и гормональными бурями, потому что все время с юным созданием происходит что-то такое, что выбивает из колеи.
В это время начинает сильно меняться тело, он все больше становится похожим на взрослого человека. У девочек появляются округлости, у мальчиков развивается плечевая часть, меняется голос, запах тела и все его функционирование. И этот новый образ тела становится для подростка болезненным моментом.
То, к чему он привык за предыдущие 10–12 лет жизни, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому, как-то очень странно и непредсказуемо. В этот период очень остро встает вопрос собственной сексуальной привлекательности. И любые замечания типа “ты как-то выглядишь не так, у тебя лишние килограммы, кожа не совсем чистая” воспринимаются им очень болезненно.
– Между тем в этот ранний подростковый период, – продолжает Наталья Фомичева, – гипофиз начинает посылать команды, чтобы организм буквально наводнялся половыми гормонами. К тому моменту у девочки уже начинаются месячные, а у мальчика случаются первые поллюции. И уровень гормонов в крови настолько повышается, что часто дети ведут себя неадекватно. У них происходят различные эмоциональные срывы, возникают достаточно сильные переживания, влюбленности. Все это связано именно с гормональным фоном, который еще очень нестабильный, потому что организм не знает, какую именно дозу гормонов ему следует выделять. И от этого подростка так штормит.
Булимия, анорексия и вредные советы
– В этот период у подростка пока еще нет сексуальных фантазий про настоящий половой контакт, только ощущение влечения, – рассказывает психолог. – В этом возрасте они уже начинают мастурбировать (получать сексуальное удовлетворение путем возбуждения собственных половых органов). Это так называемый аутоэротизм. Их сексуальность в основном направлена на себя. И взрослым нужно понимать, что в основном в этот период их сексуальное поведение связано с подражанием. Подросткам очень хочется быть взрослыми. Они знают, что взрослые занимаются сексом. Они начинают обращать внимание на своих сверстников, им нравятся герои кинофильмов, звезды эстрады, хотя направленное влечение еще не сформировалось.
– Отчего в этом возрасте некоторые подростки начинают голодать или объедаться?
– Идея сесть на диету или перестать есть тот или иной продукт возникает у них на фоне неприятия своего тела. Этот возраст, 12–13 лет, чувствителен к развитию анорексии (нервно-психическое расстройство с навязчивым желанием похудеть) или нервной булимии (патологическое чувство голода и неконтролируемое обжорство).
Дело в том, что есть два варианта телесного развития подростков: либо сначала он набирает вес, а потом растет вверх, либо сначала идет скачок роста.
За год, бывает, они резко вытягиваются и прибавляют до 10–12 сантиметров. Вот отправили его на лето к бабушке, а приехал ребенок уже на голову выше своих родителей. Но такие подростки менее подвержены расстройству пищевого поведения, потому что бурный рост вверх обычно никого не тревожит.
Второй вариант, когда сначала идет скачок веса: подросток раздается вширь, а потом уже растет вверх. Это истории про девочек 11–12 лет, которые резко полнеют. И если родители в этот момент начинают проявлять беспокойство, заставляют сесть на диету, это и может стать фундаментом для развития расстройств пищевого поведения. Хотя такой вес в этот период организму нужен, он придет в норму, когда тело начнет расти вверх. Сами же подростки очень сильно переживают, что не вписываются в общие нормы. А они сейчас, как вы знаете, очень жесткие.
– Между тем, – продолжает Наталья Фомичева, – это расстройство пищевого поведения ведет к нарушению сексуальности, и не только в подростковый период, но в последующем взрослом состоянии. Из практики мы знаем, как много людей, которым сложно достичь удовольствия в сексе, потому что им трудно расслабиться и принять свое тело. Такие женщины, например, в постели постоянно стараются как-то по-иному повернуться, чтобы не было видно складок на теле, стараются не заниматься сексом при свете или надевают на себя какие-то одежды, которые помогут им скрывать проблемные зоны. Так вот фундамент этих сексуальных расстройств закладывается именно в раннем подростковом возрасте.
“Запретный” аутоэротизм, мужские и женские болезни
– В 13–14 и 15–16 лет подросток начинает осознавать свою ориентацию. Это возраст экспериментов, когда начинают формироваться сексуальные, как говорят психологи, предоргазменные фантазии. Это такие образы, картинки, которые способствуют получению разрядки. И когда подросток уже изучил себя, у него уже началась мастурбация и он понимает, что ему нравится, а что нет, самая большая проблема – это запрет на мастурбацию. Это блокирует его сексуальное развитие, – уверена психолог. – И если в подростковом периоде у человека был запрет на такие фантазии и мастурбацию, то во взрослом состоянии, например, девушке или женщине, очень сложно достичь оргазма. И она будет страдать расстройством, которое называется аноргазмией.
Потому что такой орган, как половая система, нуждается в тренировке, точно так же, как и любой другой орган нашего организма. Если его не тренировать, то в дальнейшем будут проблемы, связанные с тем, что взрослый человек вообще не будет чувствовать, что ему нравится, что не нравится, как хорошо, как плохо. А не умея слышать свое тело, он не сможет достичь полноценной радости в сексуальном контакте со своим партнером. А это так важно для гармоничных отношений мужчины и женщины.
Подростковое “бесстрашие”
– Еще одна проблема подростков связана с интеллектуальным развитием, – говорит психолог. – В этот период у них очень сильно меняется работа мозга.
Лобные доли начинают функционировать меньше, а активность задних отделов мозга, которые связаны с импульсивным поведением, повышается.
И мы начинаем замечать, как подростки склоняются к рискованному поведению, в том числе и в сексе. Когда они могут вовлекаться в какие-то небезопасные сексуальные контакты, напрочь забывают про контрацепцию, даже если знали о ней. А когда родители пытаются им запретить это, из чувства протеста еще активнее начинают рисковать. В таком случае хорошим подспорьем будут занятия в психотерапевтических группах, где они спокойно могут говорить на темы секса, не боясь осуждения. И это позволяет им самим как-то отрегулировать свое состояние и поведение.
– Другая небезопасная сторона, связанная с этим возрастом, – продолжает Наталия Фомичева, – идея о собственной неуязвимости. Подростки начинают думать о том, что болезнь и смерть – это то, что бывает с другими. Хотя в психологии это и считается обычным этапом в их развитии, но такие идеи могут сослужить плохую службу в плане сексуальности. Мы знаем, как распространены повсюду венерические болезни, СПИД и прочее. А подросток все это пропускает мимо ушей, потому что его мозг в такие моменты думает о собственной неуязвимости и бессмертии. Это повтор того состояния, которое бывает у ребенка в 3–4 года. И тут подростки опять попадают в группу риска. Физиологически они вроде бы уже готовы к сексуальному контакту, а девушки телесно – к беременности, но психологически они до этого еще не дозрели. Тут тоже требуется помощь психолога, чтобы помочь создать им такое безопасное пространство, в котором они могли бы реализовывать себя.
“Мадонна и блудница”
– Какие проблемы бывают у подростков в старшем подростковом возрасте?
– В это время уже есть четкие различия между мальчиками и девочками. Их сексуальность развивается по-разному. У мальчиков уровень гормонов в крови очень высокий. Эти гормоны бушуют, и им хочется секса. У девочек уровень гормонов ниже, и поэтому для них желаемым вариантом являются отношения эротического характера. Не сам по себе сексуальный контакт, а какие-то обнимашки, признания в любви, романтика с поцелуями, но без сексуального контакта. Поэтому у мальчиков в этот период может возникнуть основа для очень нежелательного комплекса психологического расщепления. Его называют “комплекс мадонны и блудницы”.
Когда у мальчика уровень гормонов в крови настолько высок, что ему хочется заниматься сексом со всем, что движется и не движется, и если в этот момент он вдруг влюбляется в какую-нибудь красивую и умную девочку-отличницу, то у него наступает осознание: если сейчас он подойдет к ней со своими агрессивными сексуальными фантазиями, она пошлет его куда подальше.
В такой ситуации если в семье у мальчика есть очень теплая и любящая, но при этом абсолютно несексуальная мама, которая с его отцом не находится в сексуальном контакте, или там вообще нет отца, то у него формируется представление, что есть женщины, которых можно любить и возносить на пьедестал. А есть женщины, с которыми можно заниматься сексом, – они другие.
Во взрослом состоянии это выливается в расстройства, когда фактически такие мужчины не могут нормально функционировать с женами, но хорошо отзываются на женщин, которые ниже их по социальному статусу или вообще занимаются коммерческим сексом. И это происходит на физическом уровне, вплоть до нарушения эрекции. А корни этого расстройства именно в подростковом возрасте.
Обиды доставляют реальную боль
– Все эти подростковые волнения, влюбленности, безответная любовь, конфликты с родителями очень тесно связаны со здоровьем и развитием репродуктивной и эндокринной систем. В первую очередь психосоматически они влияют на эндокринную систему – на фоне стрессов у подростков может развиться диабет. А также на репродуктивную систему, особенно у девочек. Выражаться это может в сильных и болезненных месячных, неприятных болях в промежности, в тяжело протекающем ПМС, в молочнице, цистите, в воспалительных процессах. Это тоже может быть психосоматической реакцией на проблемы в сфере сексуальных контактов. Поэтому, когда ко мне приходит подросток, у которого есть такие проблемы, я в первую очередь выясняю, что у него в сексуальных отношениях, что его не устраивает. Ну и следующий шаг – каковы взаимоотношения с родителями. Этот фактор тоже очень сильно влияет на здоровье подростка, – заключает Наталия Фомичева.