Горький дым отечества

Они оставляют обжитые края, привычный образ жизни. Конечно, наша страна щедра к репатриантам: одно только пособие – немалые деньги. Так, семья из пяти человек может рассчитывать больше чем на 1 миллион 130 тысяч тенге. Но в общении с приезжающими – по крайней мере, в Северный Казахстан, выясняется, что их размещают в аулах и селах, где зачастую нет и признаков цивилизации – ни детского сада, ни участкового педиатра… Зато есть восемь месяцев зимы, в которые надо чем-то кормиться, а с работой-то на селе – туговато.

Нет сомнений в искренности людей, которые говорят, что едут на историческую родину ради того, чтобы их дети могли говорить на родном языке. Как это дорого, может понять только тот, кому недоступна эта, казалось бы, простая душевная потребность. Увы, на деле – родина-мать только зовет, а встречают-то отцы-чиновники. Не получается забыть скандальную историю, когда в отъеме денег оралманов уличили целую компанию оборотистых господ, в которой засветился сам тогдашний начальник областного управления комитета по миграции. Схема аферы была неприкрыто цинична. Подельник из Узбекистана находил в далеких краях людей, подходивших под статус оралманов. Но они были настолько бедны, что если и хотели переехать в Казахстан, то не имели денег даже на дорогу для подачи документов. Чиновники заочно включали их в квоту, но совсем не по доброте душевной. Суд установил, что по такой схеме были выплачены "подъемные" семи семьям, ущерб государству составил около 7 миллионов тенге. Итоговая же сумма откатов осталась неизвестной.

А весь прошлый год регион будоражила история с аулом Байтерек в Кызылжарском районе. По программе "Нұрлы көш" – "Светлое кочевье" он родился на пустом клочке степи за считанные месяцы. Его даже Президенту страны презентовали. А потом вдруг аул оказался чуть ли не самой большой головной болью. Переселенцы не стали скрывать, что дома, которые выстроили для них, оказались дико холодными, стены трескались по швам, стеклопакеты лопались. В чиновничьих же речах аул представлялся как образец сельской цивилизации. Люди были в шоке, очутившись в оторванном от мира ауле с маленькими детьми без медицины, детского сада…

Прокуратура доказала, что оралманы не на пустом месте жалуются на неприветливую встречу. Грянуло уголовное дело за служебный подлог в отношении начальника отдела строительства Кызылжарского района. А от истории, как грел руки на своем служебном положении другой чиновничий индивид, становится не по себе. Работая директором (!) областного департамента по миграции, он организовал себе приработок. Некую гражданку дважды принимал на работу уборщицей, но и помещение департамента, и Центра временного размещения оралманов убирали совсем другие люди, а зарплату фиктивной технички брал себе. Зарплата была копеечной, около 8 тысяч тенге. Не брезговал! Еще бастык ко Дню Конституции выписал подчиненным премию и велел всем с ним поделиться. На днях суд вынес приговор – три года условно.

А извлекут ли урок из всех этих историй те, кто сегодня занимается встречей оралманов на исторической родине? Для возвращенцев из далеких краев один только дым отечества кажется сладким. Но находятся вот такие отцы-чиновники, которые умудряются так испортить его вкус, что для многих это становится уже невыносимым.

Петропавловск