Гордость женщины – грудь, ее беречь надо!

– Сейчас в нашей стране выявляемость рака молочной железы среди женщин увеличилась в два раза, – рассказывает врач-маммолог специализированного клинико-диагностического отделения Алматинского онкологического центра Муратжан САКТАГАНОВ. – Это благодаря тому, что расширился возрастной ценз на такой вид скрининга. Раньше обязательным было обследование женщин в возрасте от 50 до 60 лет, а с 2018 года стало – от 40 до 70 лет. И если прежде за год по Казахстану путем такого обследования рак определяли у 800–860 женщин, то сейчас – у 1 560 человек. А за 6 месяцев 2019 года уже обнаружено 610 случаев.

По Алматы мы ежегодно выявляем до 600 женщин. И это хорошо, потому что по статистике самая высокая пятилетняя выживаемость среди всех онкопациентов, именно среди женщин, которые лечат рак молочной железы. По республике – это 52 процента пациенток, а по Алматы – 55. Эти стандарты пока ниже среднеевропейских, где выживаемость 75–80 процентов (десять лет назад там она была 45 процентов). Мы отстаем, потому что ловим болезнь на первой и второй стадиях, а в развитых странах начинают с нулевой и первой. У них пациенты более дисциплинированы, знают, что скрининг проходить надо вовремя! А наши женщины понимания важности скринингов достигли лишь через 10 лет после их внедрения. У нас люди пока не столь ответственны в отношении своего здоровья и в большинстве своем надеются, что пронесет.

– Часто я слышу: страшно же узнавать, а вдруг действительно есть рак?

– Да, информация не из приятных, но надо принимать факты. Мы беседуем с женщинами, у которых при скрининге обнаружили образование, объясняем: анализ показал нехороший результат, нашли злокачественные клетки. Но процесс в начальной стадии. А сейчас он хорошо лечится. Если это первая стадия заболевания, то нет необходимости даже удалять молочную железу. Вы пройдете курс лечения, как обычную терапию, только более длительную. Потом проведем оперативное лечение, удалим очаг поражения в молочной железе. И в дальнейшем – вы абсолютно здоровый человек по этому заболеванию.

– Такой психологический настрой позволяет женщинам после лечения жить обычной вполне здоровой жизнью, – уверяет доктор. – Это раньше они приходили к врачам с 3–4-й стадией и через полгода умирали. А у родственников в головах запечатлевалось, что онкология – это смерть. И такая мысль вбивалась с детства. Поэтому при слове “рак” люди, образно говоря, начинали копать себе могилу. Точнее, это делали их родственники. Вот живет она с онкологией, скажем, больше года, родственники удивляются: наверное, это врачебная ошибка, раз ты жива?

– А какой уход женщин молодых или средних лет из тех, что вы наблюдали, был самым странным или нелепым?

– Пару лет назад скончалась одна наша актриса. Еще достаточно молодая женщина 80-х годов рождения. У нее не было ни мужа, ни детей. Вся в работе. К нам пришла уже с 2-б стадией. Мы назначили лечение. К сожалению, она плохо его переносила, а может, ей не хватало психологической поддержки со стороны родственников и друзей. И она его прекратила. Поверила каким-то знахарям, которые предложили ей “лечение солнцем”. Говорят, есть такой метод, когда человек смотрит на солнце, “питается” им и якобы выздоравливает.

– Она рассказывала, кто ее этому учил?

– В Интернете нашла. Как родственники ни отговаривали, она поставила им ультиматум, мол, не мешайте, а то и лечиться так буду, и от вас откажусь. В итоге дошло до того, что те мнимые лекари куда-то пропали. Она поступила в хоспис, там до последнего верила, что вылечится таким нетрадиционным способом, и скончалась. А такая молодая была! Конечно, лечение нашего заболевания не из легких. А может, ей просто не хватило терпения.

– Какие еще странные методы лечения придумывают ваши пациентки?

– Некоторые воображают, что своей биоэнергией остановят рост опухоли за два месяца или за полгода. А на самом деле, этим усугубляют процесс и ускоряют метастазирование.

– То есть, переходя на нетрадиционное лечение, лишь упускают время?

– Конечно, потому что диагностика у нас на высоком уровне, все препараты бесплатные. Те, что из последних, зарегистрированы в Европе. Все это можно получить без проблем! Красная тряпка, верблюжья моча или онколог: кто и что может помочь пациенту излечиться от страшной болезни?

– И ту девушку-актрису можно было бы вылечить?

– Вопрос в том, что она не стала проходить прописанную ей лекарственную химиотерапию. Это курс внутривенных капельниц, который проводится раз в три недели. Ей было назначено несколько циклов, чтобы уменьшить образование. А затем перейти к оперативному лечению. К сожалению, после 2-го курса она отказалась, потому что тяжело переносила эти капельницы. У каждого человека при химиотерапии идет обострение хронических заболеваний, гастритов, воспалений желудка, кишечника.

– То есть при этом нужно соответственно питаться?

– И принимать препараты. А у нее не хватило на это сил. И когда идет такая тяжелая интоксикация, у человека сдает нервная система, не выдерживает психика. Он становится раздражительным, быстро устает. В голову приходят всякие отрицательные мысли, что их неправильно лечат. Потому так важна поддержка окружающих, близких людей, что все будет хорошо.

А другая наша пациентка, которая занимается распространением биологически активных добавок, на фоне своей деятельности считала себя как бы здоровой. К специалистам не обращалась, довела себя до 3-б стадии онкологии. С этим и пришла к нам. Сейчас благодаря химиотерапии мы остановили заболевание. Она прошла 8 курсов химиотерапии, затем оперативное лечение. Мы удалили ей молочные железы и сразу же поставили импланты. Потом уже с имплантами она продолжила лучевую терапию. И теперь ездит на свои конференции по работе в одной из фирм, рекламирующих биодобавки. Ну это жизнь!..

Так или иначе в наше время картина улучшается благодаря осознанию женщинами необходимости следить за своим здоровьем и возможности проходить бесплатное обследование путем скрининга.

АЛМАТЫ