Именно Алматы, а не Астана, попал в традиционный ежегодный рейтинг самых дорогих городов мира.
Не хотел бы я жить в Токио и даже в Осаке, несмотря на то, что эти японские мегаполисы являются колыбелью новых технологий и до сих пор представляются нам городами будущего. А все потому что они возглавляют список самых дорогих городов мира, составленный Mercer, Human Resource Consulting.
Это означает: и жителям, и гостям здесь приходится достаточно нелегко, поскольку жизнь невероятно дорога. Японская столица и в 2004 году занимала первое место в рейтинге 144 городов планеты, а нынче и Осака стремительно покинула "непочетное" четвертое место, переместившись на второе.
За основу оценки дороговизны жизни международный центр Mercer берет более двухсот самых распространенных товаров и услуг в крупных городах по всему миру (не "миллионщики" сюда попасть не могут, если они не являются столицей, а так бы наша Астана, думаю, запросто оказалась в этом списке). Интерес для исследователей представляют, в частности, аренда жилья, еда, одежда, предметы быта, транспортные услуги и развлечения.
Так вот, лишь одна причина того, почему я не хотел бы жить в Токио. Согласно последним исследованиям, чашка кофе и обслуживание (наши пресловутые 10 процентов) обойдутся посетителю кафе в Токио в среднем в 3,8 доллара, в Нью-Йорке - 3,4, а в Лондоне - 3,27. Впрочем, в гостях в гостеприимной Японии оказаться тоже очень накладно, потому что приезжие существенно чаще пользуются услугами общепита.
Что касается "табели о рангах" других субъектов проживания, то на третьем месте оказался Лондон, годом ранее занимавший вторую строчку. Также на одну строчку вниз сместилась Москва (причина все та же - вырвавшаяся вперед Осака). Если Токио обгоняет Нью-Йорк (кстати, находящийся на 13-м месте, с потерей "одного очка", но по-прежнему самым дорогим городом Соединенных Штатов Америки) на 34,7 процента по стоимости жизни, то Осака опередила американский мегаполис на 21,8 процента в то время как в 2004 году отрыв составлял "всего" 16,1 процент.
Что касается отношений пары Москва-Лондон, то Лондон дороже Москвы на 20,3 процента в отличие от 19 процентов в прошлом году.
Что интересно, каждый год за основу - как 100 процентов - берется стоимость жизни в Нью-Йорке, а соответствующий показатель в других городах рассчитывается по этой шкале.
Если просмотреть весь список - безусловно, можно отметить большое наличие немецких (американских - само собой) городов: здесь и Дюссельдорф (32-е место, но 40-е в 2004 году), Франкфурт (34-42, соответственно), Мюнхен (37-43), Берлин (38-28), Гамбург (49-58), Лейпциг (85-93). Теперь сразу несколько азиатских городов находятся во главе списка: Сеул занимает 5-е место, Гонконг - 9-е, Пекин - 19-е, Тайпей - 29-е, Шанхай - 30-е.
Если брать в расчет ремарки исследователей, то становится понятно, чем вызваны изменения в рейтинге. Прежде всего, колебаниями курса доллара по отношению к евро. Поскольку национальные денежные единицы привязаны к так называемой корзине валют, то результат очевиден - жизнь с ревальвацией доллара по отношению к евро дорожает на глазах.
В этом году исследователи также составили отдельный список дороговизны столиц стран-членов Европейского Союза. Лидерами по удорожанию жизни в 2005 году стали новички ЕС. Так, Будапешт, за год отвоевал 10 позиций, перескочив на 24-е место. А рекорд установила Варшава, переместившись в 76-го сразу на 27-е место. В то же время Прага, покинув 49-ю строчку, остановилась на 28-й.
Ну а теперь о самом интересном. Позиция Алматы - 75-я, со смещением на одну ступеньку вниз. То есть, наша бывшая столица находится как раз в середине рейтинга.
То, что Алматы уже давно не является дешевым городом, как для проживания, так и для туризма, не секрет. Многие зарубежные организации, работающие в Казахстане и вынужденные время от времени принимать своих зарубежных коллег, и, значит, размещать их в гостиницах, жалуются на то, что уровень сервиса и цены пока несопоставимы. Но деваться некуда - в Казахстане можно вести выгодный бизнес - все условия, особенно для сырьевого сектора, созданы, и потому на уровень цен оглядываться не приходится. Тем более, что по меркам развитых стран он находится на довольно низком уровне.
Интересно задаться вопросом: сопоставимо ли подобное рейтингование с уровнем жизни населения? Действительно ли в самых дорогих мегаполисах проживает самое состоятельное население? Правда ли, что подобные оценки международных центров могут оказывать влияние на размер заработной платы не только в транснациональных корпорациях, работающих в той или иной стране, но и в национальных (имеется ввиду частных) компаниях?
Ответить на эти вопросы не так-то просто. Вряд ли уровень жизни населения пропорционально коррелируется с местом города в этом международном рейтинге, поскольку не всегда население способно потреблять все те продукты и услуги, которые изучаются исследователями. Но то, что в самых крупных и дорогих городов любых стран проживает самое богатое население (по сравнению с провинцией), очевидно.
Здесь больше возможностей трудоустроиться, причем, оплата труда сопоставимой квалификации намного выше, чем во второстепенных городах страны.
Что касается последнего вопроса, то, как раз-таки, результаты подобных ежегодных исследований используются крупными корпорациями для корректировки заработной платы сотрудников. Если они не будут учитывать стоимость жизни в том или ином городе, где компания имеет бизнес, то вскоре имеют все шансы столкнуться с большими проблемами вроде снижения производительности труда, текучести кадров, перекупки ведущих специалистов конкурентами.
Безусловно, успешные корпорации вольно или невольно оказывают влияние на местный бизнес, который тоже хочет расти и успешно конкурировать. В итоге уровень жизни повышается.
Можно ли говорить о том, что Алматы занимает адекватное место в международном рейтинге? Наверняка. Но есть все основания полагать, что в ближайшем будущем наш город, при сохраняющихся позитивных экономических тенденциях продвинется вперед, то есть займет строку повыше.
Этому будут способствовать высокие цены на нефть, недвижимость, экономическая и политическая стабильность в стране.