Одновременно с этим они дают надежду на преодоление давно укрепившегося в обществе представления о том, что всякая борьба с казнокрадством в Казахстане бесперспективна.
Участникам схватки с коррупционерами и прочими расхитителями государственных денег необходимо понимать, что различного рода инсинуации и обывательские рассуждения о том, что рыба гниет с головы, прочно засели в сознании большинства казахстанцев. Что означает – набранные обороты никак нельзя снижать. В том случае, если государство действительно заинтересовано в чистке чиновничьих рядов, а антикоррупционная кампания не является бутафорией, призванной ввести в заблуждение уставшее от мздоимцев население страны.
Уровень коррумпированности государственного аппарата уже оказал крайне негативное влияние на рейтинг Казахстана в глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума, и, как показал проведенный анализ, одной из причин его снижения стали коррупционные скандалы.
Вообще, ситуация в этой области складывается парадоксальная. С одной стороны, руководство страны, не скупясь на ресурсы, в том числе финансовые, ставит перед своими подчиненными задачу по вхождению Казахстана в число наиболее конкурентоспособных стран мира, с другой – призванные решать эту задачу государственные служащие (как политические, так и административные) своими противоправными действиями оказывают прямо противоположное влияние на рейтинг государства. А как же пресловутое: любой каприз за ваши деньги?
Абсурдность ситуации заключается еще и в том, что нечистых на руку чиновников не останавливают даже аресты их бывших коллег, они вопреки всякой логике продолжают свои темные делишки.
Казалось бы, с тех пор как за коррупционные правонарушения репутацией и свободой поплатились бывшие премьер-министры, министры, акимы и бюрократы рангом пониже, у алчущих халявных денег госслужащих должен был выработаться условный рефлекс. Как у собаки Павлова, например. Однако этого не происходит. Что это? Разыгравшийся до неприличия аппетит? Легкомыслие? Или уверенность в собственной безнаказанности?
Украл, выпил, в тюрьму!
Если молодых казнокрадов еще можно заподозрить в преступном авантюризме или легкомыслии, то прошедших серьезную школу государственной службы “бронзовых” чиновников трудно назвать “джентльменами удачи”. Миллион для начальника: в Петропавловске очередной коррупционный скандал
Возьмем, к примеру, последние задержания. Например, отстраненного от должности ответственного секретаря министерства культуры и спорта 52-летнего Куатжана УАЛИЕВА неразумным младенцем не назовешь. Более того, он имеет довольно внушительный послужной список.
Особенно примечательным выглядит факт его награждения в 2011 году орденом “Құрмет”, которым, как известно, награждаются граждане, внесшие существенный вклад в развитие экономики, социальной сферы, науки, культуры и образования.
Таким орденом, кстати, награждают также за образцовую службу в государственных органах и активную общественную деятельность.
Крайне занятной кажется и информация о том, что чиновник был освобожден под залог в 6 миллионов тенге. Даже для госслужащего такого высокого ранга эта сумма является далеко не маленькой. Помнится, совсем недавно кто-то из политиков сообщил главе государства о том, что стоимость однокомнатной квартиры составляет 5 миллионов тенге, то есть за возможность освобождения из изолятора временного содержания господин Уалиев рассчитался целой квартирой!
Интересно было бы узнать, кто именно представлял чиновника на должность, ведь, как известно, для того чтобы быть назначенным на политическую государственную службу, необходимо поручительство министра или акима. И какова будет ответственность тех, кто подложил такую, простите за простоту слога, свинью?
Безусловно, до объявления результатов расследования делать какие бы то ни было заключения о степени вины каждого из уличенных в коррупционных действиях бюрократов нельзя, к тому же презумпцию невиновности в Казахстане еще никто не отменял. Однако порассуждать о причинах столь высокого процента нечистоплотных людей в стане государственных служащих мы можем, и эти размышления наталкивают нас на мысль о низком качестве отбора кадров для госаппарата.
Кадры решают всё
Реформы в чиновничьей среде были начаты еще в 1992 году. С тех пор институт госслужбы планомерно и поэтапно развивался. Был создан уполномоченный орган, приняты основные нормативные документы, обеспечивающие эффективное функционирование системы, модернизация которой продолжается и по сей день.
Вообще Казахстан – признанный лидер среди стран постсоветского пространства в вопросах реформирования госслужбы, однако перманентное реформирование трудно назвать осязаемым результатом, и оно часто смахивает на элементарную имитацию бурной деятельности. Кроме того, тот формат, в котором сегодня функционирует профильное ведомство, судя по всему, содержит системные риски, и вполне вероятно, что именно они сводят на нет все усилия по искоренению коррупции в рядах чиновников.
Эти риски заключаются в том, что Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции осуществляет на сегодняшний день две конфликтующие между собой функции.
С одной стороны, в соответствии с положением об агентстве одной из его задач является разработка и реализация государственной политики в сфере государственной службы, то есть оно разрабатывает нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы отбора на государственную службу, и осуществляет непосредственно отбор кандидатов на занятие вакантных должностей государственных служащих. Таким образом, одним из показателей эффективности его деятельности можно считать качественный состав сотрудников государственных органов.
С другой стороны, в положении черным по белому прописано, что агентство является государственным органом, осуществляющим “руководство и межотраслевую координацию по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений”.
Таким образом, качественное исполнение агентством одной из своих функций способно сделать невостребованным вторую, поскольку правильно сформулированная и реализованная кадровая политика априори должна обеспечить государственную службу высокопрофессиональными кадрами с безупречной репутацией, то есть по-настоящему качественный отбор претендентов существенно снижает коррупционные риски. Офицерская рулетка: как украсть в армии РК 250 миллионов и спустить их в казино
Увы, практика свидетельствует о том, что как минимум с одной из своих задач ведомство справляется, мягко говоря, не очень качественно. Более того, рост числа разоблаченных коррупционеров говорит о том, что беспощадное к казнокрадам агентство, по большому счету, исправляет свои собственные погрешности.
Немного истории…
Когда-то давно конкурсная процедура по отбору кандидатов на занятие должностей государственных служащих подразумевала прохождение простейшего теста на логическое мышление.
Тест содержал всего 20 простых вопросов, однако имел пороговое значение, и тот, кто не мог решить определенное количество логических задач, не допускался до дальнейшего тестирования, то есть сходил с дистанции.
Такой подход был вполне объективным и оправданным, поскольку людям, не способным логически мыслить, вряд ли можно доверить выполнение государственных функций.
По никому не известной причине пороговое значение теста на логику было отменено, что существенно облегчило процедуру трудоустройства в государственные органы не совсем умных людей.
С тех пор прошло более десяти лет, и сегодня, когда без новостей о задержаниях, связанных с коррупционными действиями тех или иных чиновников, не обходится ни один день, возможно, пришло время ужесточить процедуру отбора кадров для госслужбы.
Современная психологическая наука располагает множеством инструментов, которые позволяют выявить не только уровень интеллекта потенциальных чиновников, но и определить уровень правдивости каждого из претендентов.
Больше того, необходимо решить и возникающее в деятельности Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции противоречие, поскольку совершенно очевиден тот факт, что в существующей конфигурации оно выглядит как собака, пытающаяся поймать свой собственный хвост. Какие сокровища воруют у "скромных" казахстанских госслужащих
В качестве послесловия
“Расценивая несение государственной службы как выражение особого доверия со стороны общества и государства, осознавая свою высокую ответственность перед народом Казахстана, торжественно клянусь соблюдать Конституцию и законодательство страны, добросовестно и профессионально служить народу”
Из присяги государственного служащего Республики Казахстан
Алматы