"Голубое золото"

Тебя переселят, а ты расти

Идею проектов подсказала сама природа. По водному богатству с Восточным Казахстаном не сравнится ни один другой регион страны. Здесь более 800 крупных и малых рек, около 1 тысячи озер с акваторией больше гектара. Только на Иртыше и его главных притоках – Бухтарме, Курчуме, Ульбе, Убе – водообмен идет миллионами кубов.

– Аквакультура на сегодня – самое перспективное направление среди отраслей сельского хозяйства, – дал комментарий директор Алтайского филиала НИИ рыбного хозяйства Сымбат АНУАРБЕКОВ. – У Восточного Казахстана отличные перспективы создать рыбную продукцию, узнаваемую во всем мире. Мы рассматривали варианты получения брендов по судаку и по форели. Но судака много выращивают в России и Европе, а по форели на первом месте в СНГ сейчас Кыргызстан. Зато у нас есть возможность получить бренд по ускучу.

С точки зрения науки ускуч – это пресноводная рыба семейства лососевых. В Сибири она известна как ленок, у якутов – как лимба, эвенки называют ее майгун, а в литературе она упоминается как сибирская форель.

В Восточном Казахстане чудо-рыбка встречается только в Маркаколе – высокогорном заповедном озере в Курчумском районе. Причем за тысячелетия ленок стал отличаться от своих собратьев, по-научному говоря, стал эндемиком. И сама рыбка, и икра – деликатес. Намажешь горку оранжевых прозрачных шариков на ржаной кусочек и понимаешь: счастье – есть. Каждая икринка взрывается во рту фонтаном сока.

– В мире еще только в Канаде есть похожий высокогорный водоем, – рассказал руководитель филиала. – Поэтому мы разработали проект по получению маркакольского ленка, или, иначе говоря, бренда. В министерстве сельского хозяйства его одобрили. В течение трех лет стоит задача получить маточное стадо рыбы.

Проект – стопроцентный пилот. Каждый шаг, который делают ученые, – это проба, эксперимент.

Для начала весной на Маркаколе планируется получить оплодотворенную икру. Ее с соблюдением особых условий поместят в кассеты и доставят в Усть-Каменогорск.

Здесь находится предприятие, которое имеет оборудование для выращивания лососевых, а главное – бесценный опыт.

– Воспроизводственный комплекс расположен у реки, – пояснил директор. – В Иртыше после Усть-Каменогорской гидроэлектростанции температура воды около 6 градусов. Как раз такое холодное течение нужно для получения личинки ускуча. В природе ленок строит гнезда и зарывает в них икру. А в нашем комплексе она будет просто находиться в темном пространстве. Сам аппарат представляет собой своего рода короб с отрегулированной подачей воды и воздуха. Кого охраняют сотрудники заповедника в Маркаколе?

Личинки в темноте развиваются, проклевываются и выходят. В первый год мы должны получить посадочный материал и в течение двух лет вырастить взрослых особей.

Это только часть проекта. В планах научного учреждения создание современного воспроизводственного комплекса для молоди. При выборе водоема учитывали несколько факторов. Озеро должно быть горным, обильно обновляться талыми водами, иметь хороший донный осадок и живность из пескарей и уклеек в качестве кормовой базы. Лучший вариант нашли в Уланском районе – голубой Шыбындыколь. Как пояснил Сымбат Ануарбеков, с приходом тепла планируется начать здесь строительство гидротехнического сооружения типа мини-ГЭС. А также рыбозащитных видовых устройств. В районном акимате и в региональном госуниверситете сразу поддержали идею.

Примерно через год, в предзимье, на Шыбындыколь доставят первые партии живого маркакольского ленка.

– Никогда ускуча не перевозили из Маркаколя в живом виде, – пояснил директор. – Мы хотим отработать такую технологию. Проект перспективный. По гидрохимии для него подходят еще Сибинские озера, но есть препятствие. Сибины относятся к памятникам природы, любые проекты там требуют трудных согласований.

В целом в области 40 водоемов, пригодных для выращивания рыбы в промышленных объемах. Еще 60 озер и рек значатся в перспективных.

Есть потенциал у будущего водохранилища Тургусунской мини-ГЭС. Как только пойдет наполнение акватории, там можно создать садковое хозяйство. Причем для выращивания мы хотим предложить тайменя. Этот вид занесен в Красную книгу республики и может стать еще одним брендом Восточного Казахстана.

Счет на тонны

У маркакольского проекта хорошие шансы на успех. Дело в том, что ряд предприятий, получивших научное сопровождение Алтайского филиала НИИ рыбного хозяйства, уже накопил собственный опыт по выращиванию форели – родственного вида ленка. Ученые вместе с предпринимателями прошли весь путь от идеи до рыбы. Методом проб и ошибок обнаружили на этом пути все, как говорится, грабли, набили все шишки.

Сейчас промышленным выращиванием форели в садках занимаются предприятия в Усть-Каменогорске и в Уланском районе.

Из Польши в специальных емкостях, охлажденных азотом, доставляют партии законсервированной оплодотворенной икры. Их помещают в аппараты с холодной иртышской водой.

Получают сначала личинок, а затем мальков доращивают за два-три года до товарной рыбы. За последние два года объем производства практически утроился. И в перспективе по подсчетам науки в течение пяти лет садки могут дать тысячу тонн форели.

Ученые взялись и за пилот по садковому выращиванию сиговых видов – нельмы, омуля, пеляди и др.

Как отметил руководитель научного филиала, если предприниматель хочет заняться рыбой, он получит поддержку государства. Есть программа, позволяющая за счет местного бюджета сделать проект и внедрить его. Если речь идет о приобретении воспроизводственного комплекса, государство просубсидирует почти треть затрат.

– Мы не изобретаем велосипед, – заметил руководитель филиала. – Просто сделали трансфер технологии и обучили специалистов. Сейчас мы ставим еще вопрос о субсидировании затрат на посадочный материал. Если государство пойдет навстречу, у бизнеса появится больше заинтересованности.

По мнению сотрудников научного учреждения, именно с технологией садкового выращивания связана возможность вернуть Бухтарминскому и Усть-Каменогорскому водохранилищам утраченное во многом рыбохозяйственное значение. Другие виды производства “голубого золота” здесь нецелесообразны. Мелкая рыбешка – большие проблемы: что творится в самом депрессивном поселке Казахстана

С одной стороны, рыбка не может подняться на нерест вверх по реке, перегороженной плотинами трех гидроэлектростанций. С другой – гибнет, когда начинает спускаться и проходит через агрегаты ГЭС.

При сбросе воды с высоты нескольких десятков метров, по словам специалистов, не выживает даже зоопланктон.

– Спрос огромный, – заключил Сымбат Ануарбеков. – В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая нам постоянно говорят: “Дайте нам рыбу”. Они готовы покупать ее в виде сырья в любых объемах. Но ресурсы естественной среды исчерпаны. Единственный способ нарастить производство – развивать на наших водоемах инновационные технологии.

УСТЬ-КАМЕНОГОРСК