“Причина ограничения лимита проста: Россия не желает терять деньги за поставки более дешевого топлива в Казахстане. Поставки светлых нефтепродуктов всегда регулировались вне общего рынка отдельными межправительственными соглашениями. Таким образом, Россия борется с нелегальным реэкспортом своего топлива через территорию Казахстана”, – пояснил в интервью “Каравану” аналитик инвесткомпании “Универ” Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ.
Традиционно Россия покрывает чуть больше четверти от потребности Казахстана в моторном топливе. Причем наш северный сосед продает высокооктановый бензин марок Аи-92 и выше. Если брать только эти марки бензина, то зависимость РК от России становится еще больше, порядка 40 процентов. Поэтому резкое сокращение поставок сильно ударит по топливному балансу страны.
Иначе говоря, в 2012 году в Казахстане будет постоянный дефицит бензина. Так как казахстанские НПЗ пока не способны покрыть недостаток топлива.
Так, по данным Министерства нефти и газа, в 2010 году 3 казахстанских НПЗ сумели переработать 13,7 миллиона тонн нефти. Из нее было получено 2,9 миллиона тонн бензина, 4,1 миллиона тонн дизельного топлива, 3,8 миллиона тонн мазута. Глубина переработки нефти составила примерно 70 процентов. Импорт составил более 800 тысяч тонн высокооктанового топлива.
Здесь следует уточнить, что лимит экспорта из России в Казахстан показывает общий объем поставок. Тогда как нас интересуют два вида топлива: высокооктановый бензин и дизельное топливо. Из слов министра не ясно, как будут распределяться поставки по видам топлива. Но, судя по тому, что С. Мынбаев сам озабочен ситуацией и говорит о необходимости принятия каких-то мер, Россия будет в том числе сокращать поставки и этих видов горючего.
Для быстрого решения проблемы дефицита министр предлагает вспомнить схему толлинга нефти. Около двух лет назад министерство уже предлагало организовать толлинговые поставки сырой нефти на китайские заводы, чтобы уйти от зависимости от России.
“Непонятно, зачем в эту схему включать Китай. Пекин может пойти на такое соглашение, но по какой цене? Скорее всего, он потребует гнать нефтепродукты по своей территории в своих цистернах. Значит, надо будет организовывать или перевалку ГСМ на границе, или пользоваться китайскими цистернами и в Казахстане. Тогда цена на такое топливо резко вырастет. Пока непонятно, что будет выгоднее: закупать дорогой бензин в России или дорого перевозить дешевое топливо из Китая”, – недоумевает Д. Александров.
Пора на свое переходить
Эта информация прошла на фоне сообщения руководства ПНХЗ о частичном переходе на переработку казахстанского сырья. Заместитель генерального директора АО “Павлодарский нефтехимический завод” сообщил, что “начиная с этой недели на завод начали поставлять сырье из Кумколя и Актобе”. За 3–4 дня на заводе успели переработать 50 тысяч тонн казахстанской нефти. В дальнейшем доля казахстанского сырья будет увеличена с 30 до 70 процентов.
Правда, из-за другого, чем у сибирской, состава актюбинской нефти изменятся структура производства и качество продукта. Так, будет выпускаться больше светлых нефтепродуктов.
“Странно, что руководство “КазМунайГаза” не начинает реконструкцию своих НПЗ. Любую нефть можно переработать. Казахстан обладает крупнейшими запасами нефти и имеет необходимые деньги для модернизации своих заводов. Если страна намерена развиваться технологически, то вы должны начать реконструкцию НПЗ”, – считает наш эксперт.
Тем временем количество автомобилей в Казахстане растет. По данным Комитета дорожной полиции, в республике сегодня зарегистрировано 3 миллиона 250 тысяч различных автотранспортных средств. В год число автомобилей увеличивается на 8–10 процентов. Значит, и потребление топлива тоже будет увеличиваться.