Гниющее болото или цельная экосистема: почему вокруг Малого Талдыколя кипят нешуточные страсти

Резиновые сапоги вязнут в зловонной черной массе. Глубина воды с трудом доходит до колена. Поднимают лопатой со дна ил – гниющие останки, кизяк, мусор… Говорят, по всему периметру – ни одной живой души. Судьбу этого озера предстоит решать экспертам, заявил
во вторник министр экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Магзум МИРЗАГАЛИЕВ. Мы тоже попытались понять: что логичнее – осушить, застроить, согласно генплану развития Нур-Султана, или оставить всё, как есть?

“Дохлый лебедь” оказался пакетом с мусором

Малый Талдыколь находится восточнее озера Талдыколь, недалеко от жилого массива столицы. Вообще-то, здесь целая сеть небольших озер. Ну как, озер? В отчетах и справках это значится как “водно-болотный объект”, образованный за счет особенности рельефа в результате скопления паводковых и грунтовых вод, поступающих с застроенной левобережной части города. А также эксплуатации накопителя хозяйственно-бытовых сточных вод озера Талдыколь. Поддерживается за счет притока талых вод. Местное население называет его и другие озерца уникальными природными объектами, “легкими города”. Считает, что осушение и застройка нарушат целостность экосистемы.

В соцсетях люди пишут, что якобы в результате бурной деятельности человека здесь гибнут птицы, животные, рыба. Недавно по жалобе одной жительницы (она сообщила, что в камышах лежит труп лебедя) выехала целая комиссия. При обследовании водоема специалисты обнаружили пакет с мусором, который издалека напоминал мертвую птицу. Трупы птиц, мертвую рыбу вокруг озера и в самом водоеме проверяющие так и не нашли.

“Естественного притока воды, родников в Малом Талдыколе нет”

Попытаемся заглянуть в историю. А были ли раньше эти озерца, в том числе – Малый Талдыколь, на карте Целинограда (Акмолы, Астаны)?
– Старожилы, которых я расспрашивал, утверждают: в том месте вообще не было озер, только озеро Талдыколь, – говорит руководитель управления архитектуры, градостроительства и земельных отношений г. Нур-Султана Нурлан УРАНХАЕВ. – Я получил космические снимки из АО “НК “ҚАЗАҚСТАН ҒАРЫШ САПАРЫ”. С 1976 года у меня есть хронометраж – как эти озера появились, как менялись их границы, когда они исчезали… Вот, например, снимок 16 апреля 1976 года. Смотрим. Небольшие “лужи” – результат таяния снегов, но это точно не озера. Есть только озеро Талдыколь. Вот фото от 14 июня 1990 года. Воды намного больше, так как произошло таяние снега. А на снимке 1995 года вокруг озера Талдыколь всё высохло. По всем снимкам наглядно видно отсутствие какого-либо водоёма в рассматриваемом районе, а непостоянство размеров обусловлено лишь скоплением атмосферных осадков и ростом населенного пункта, повлекшими увеличение объемов сбрасываемых и накапливаемых вод.

 

В 2013 году городской акимат инициировал исследование по осушению отдельных болотистых угодий, расположенных в районе озера Талдыколь, общей площадью 601 гектар с объемом воды 4,8 миллиона кубометров.

– Конкурс выиграла научно-производственная компания “Биосфера”. Эксперты проделали огромную работу. Я запросил у них документы, изучил, – продолжает мой собеседник. – Как выяснилось, естественного притока воды, родников в Малом Талдыколе нет. Доказательство тому – в 2013 году его средняя глубина составляла 1,1 метра. А сегодня она не превышает и 40 сантиметров. Озеро высыхает. Экологи прекрасно понимают, почему нет притока воды. Когда территорию вокруг озера стали застраивать, провели ливневую канализацию, и все стоки уходят туда.

Так, в 2017 году в рамках проекта “Ликвидация накопителя сточных вод Талдыколь” завершено строительство второй очереди канализационных очистных сооружений, что позволило сбрасывать очищенные сточные воды в реку Есиль, минуя накопитель. В тот же период построили водоотводящий коллектор от очистных сооружений ливневой канализации до реки Есиль. Это также обеспечило отведение ливневых и талых вод от акватории, расположенной восточнее озера Талдыколь.

Таким образом, произошло снижение объемов воды в Талдыколе. Аналогичная ситуация сложилась по прилегающей акватории. Отсутствие притоков послужило ее постепенному высыханию.

Комары, ужасный запах, огромные затраты – вероятные последствия

– В отчете также сказано: в озере нет рыбы, не растут редкие виды растений, только камыш. Я много раз был на Малом Талдыколе. Видел чаек, пару лебедей в самом конце озера, – рассказывает Нурлан Уранхаев. – Они сейчас догнездуются и улетят. А вернутся уже на большое озеро Талдыколь, где обитает более 200 видов разных птиц. Вокруг малого озера всё гниет. Стоит неприятный запах. В перспективе это несет в себе риски образования новой локальной экологической проблемы. Комары, ужасный запах непременно дойдут до жилых домов. При таком сценарии ее локализация потребует больших затрат со стороны государства.

Вывод исследования 2013 года: в соответствии с оценкой хозяйственного использования водоема по критериям качества воды – “недопустимо использование в хозяйственно-питьевых, рыбохозяйственных и рекреационных целях”.

По полученным результатам дно озер группы Малый Талдыколь представлено иловыми отложениями, насыщенными органическим веществом. Присутствие сапропелевых илов указывает на наличие процессов вторичного загрязнения, то есть формирования массы загрязняющих веществ в самом озере. Несколько лет назад Нурсултан Назарбаев выступал по поводу озера Талдыколь, оттуда шел неприятный запах. Благо, акимат города принял меры, источник запаха ликвидировали. Но с Малым Талдыколем это не пройдет, слишком большая площадь загрязнения.

Также специалисты РГКП “Павлодарский областной центр санитарно-эпидемиологической экспертизы” КГСЭН МЗ РК взяли пробы и сделали замеры химического состава донных отложений озера.

Выяснилось: показатели содержания главных ионов (жесткость, кальций, магний, хлориды), тяжелых металлов (железо), ядовитых веществ (фтор), биогенных веществ (азот аммиака и нитритов) присутствуют в концентрациях, превышающих норму по сухому веществу (санитарно-эпидемиологические требования к почвам, постановление правительства РК от 25 января 2012 года № 168). Купаться здесь нельзя! Конечно, прошло много лет, и экспертизу нужно повторить. Но судя по видео, снятому рыбаками, ситуация точно не стала лучше.

“Самоубийц нет, которые будут строить там, где нельзя”

Допустим, этот и другие водно-болотные объекты осушат. Но можно ли здесь строить? Не повторится ли карагандинская “Бесоба”? Эти вопросы задают жители столицы.

– При современных технологиях в океанах острова строят, в Гонконге под водой – тоннели, – говорит Нурлан Уранхаев. – Если соблюдать все технологии строительства, проблем не будет. Через дорогу “Зеленый квартал” тоже на осушенном болоте построен. Все проекты проходят госэкспертизу. Самоубийц нет, которые будут строить дом там, где категорически нельзя.

– Я читала комментарии местных жителей. Они пишут, что акимат, архитекторы якобы лоббируют интересы застройщиков. А что, другой земли нет, чтобы дальше строить город?

– Мы – не окончательная инстанция. Осушение – не самоцель. У нашего управления нет оснований ставить под сомнение проведенную экспертизу. Если будет опровержение научного исследования, думаем, вопросов не будет ни у кого. Мы заинтересованы в корректных данных экспертизы, обоюдном согласии всех сторон и конструктивном диалоге. Я за то, чтобы свое слово сказали экологи: представляет это озеро ценность или нет. Эти болота входят в границы освоения Нур-Султана. Чтобы выйти за их границы дальше, осваивать территорию, необходимы инженерные сети. Прокладывать их очень дорого.

– Как вы думаете, почему за эту лужу люди так бьются?

– Просто встал вопрос о застройке со стороны южнее улицы Сыганак, где находится Малый Талдыколь. На самом деле гулять здесь невозможно – в сапогах наступаешь, нога проваливается. Рыбы нет. В городе много мест, где можно гулять, дышать воздухом – парки, озера Талдыколь, Майбалык.

А где будут жить птицы?

Что же будет с Талдыколем? Перспективы весьма радуют. На территории озера запланирована рекреационная зона с городским природным парком. Несколько лет назад ТОО “НИПИ “Астанагенплан” совместно с Ассоциацией сохранения биоразнообразия Казахстана изучили международный опыт проектирования и строительства природных парков на примере лондонского центра водно-болотных угодий, природного парка Rainham Marshes, Шервудского леса, заповедника Minsmere Reserve. Встретились с ведущими специалистами общества защиты птиц.
Разработано естественно-научное обоснование создания городского природного парка Талдыколь за счет выделенного гранта по программе сохранения биоразнообразия Королевского общества защиты птиц Великобритании.

Уникальность такого городского природного парка в том, что появится возможность сохранить естественную среду обитания животных, красно-книжных птиц. Также это будет эксклюзивный образовательный центр для учащихся колледжей и вузов (биологов, ихтиологов, орнитологов, экологов). Как показывает мировой опыт, подобные природные парки являются одним из часто посещаемых туристами мест.

На месте высушенных водно-болотных угодий в планах не только строить дома. А также сделать облагороженный искусственный водоем, места для прогулок и отдыха.

Анна СУРДИНА, АЛМАТЫ – НУР-СУЛТАН