Смердящая свалка – сегодня основное хранилище мусора Петропавловска.
Полигон открыт в 1996 году. На 26 гектарах сейчас, по подсчетам экологов, покоится около 1,5 миллиона тонн отходов. До последних дней свалка находилась в ведении коммунального госпредприятия “Коммунхоз”.
По трассе до этой свалки ни много ни мало – километров десять. Но едкая вонь атакует Петропавловск, доходя до самого его центра. Жителям микрорайонов “Береке”, “Вокзал”, “Рабочий поселок” достается больше других.
На подъезде к полигону открывается зрелище, напоминающее жуткие кадры из фильмов-катастроф. На безлюдном просторе раскинулись залежи всего и вся. Над горами мусора мечутся полчища чаек и ворон.
Из-под руин пробиваются алые языки пламени, и валит густой серый зловонный дым, который ветер направляет в сторону города, и он несется туда, затмевая все по горизонту.
– Сегодня не жарко, вон только с одного края горит. Прошлый раз в жару приезжал, вся свалка дымилась, – рассказывает “КАРАВАНУ” Владимир, водитель грузовика, приехавший выгружать мусор.
Внезапно с хмурого неба хлынул дождь. Каким бы он ни был упорным, огонь, мечущийся по недрам свалки, даже не замечал его.
Штрафы платят, а порядка нет
Горение на этой свалке местные экологи сейчас называют основной экологической проблемой города. И родилась она не вчера. Азамат БЕКТАСОВ, главный государственный экологический инспектор по СКО, рассказывает парадоксальные подробности работы обслуживающего коммунального госпредприятия “Коммунхоз”:
– В 2016–2017 годах по обращениям жителей проводились внеплановые проверки. Факты горения на полигоне подтверждаются, налагаются административные штрафы и выдаются предписания по устранению нарушений. Штрафы оплачиваются. Предписания не выполняются должным образом. Можно сказать, сколько обращений, столько и штрафов.
Экологи не сомневаются, на свалке происходит самовозгорание из-за несоблюдения технологии утилизации отходов.
По уму, после захоронения определенного слоя мусора должен следовать слой инертных материалов – глины, шлаков, например. По словам главного государственного экологического инспектора региона, инертную прослойку не укладывают по причине банальной нехватки денег да техники. Мусорные войны. Генерал финполиции не может победить мафиозных воротил
– Предприятием какие-то мероприятия проводятся, но они нужной цели не достигают. У них там техники-то толком нет. Один трактор выходит, утрамбовывает, буртует. Знаем, что в КГП “Коммунхоз” есть карьер для добычи глины, которую они должны использовать для изоляции. Но, по объяснению руководства, финансов нет, техники нет, поэтому разработать не могут, – рассказывает Азамат Бектасов.
Как до такого докатилось госпредприятие, обслуживающее объект, влияющий на здоровье и жизнь петропавловцев, – вопрос, конечно, интересный.
– Полигон на самоокупаемости. Содержится за счет поступлений от платежей за вывоз мусора. Проблема неплатежей. Договоры заключают, мусор вывозят, но не платят. А запретить – как запретишь, человек мусор из города привозит, не принимать – это уже резонанс будет... – объясняет заместитель руководителя отдела ЖКХ Петропавловска Дулат ШАРАПИДЕНОВ.
Проверка раскроет карты нового хозяина
При этом куда более важен для горожан ответ на другой вопрос: что будет со свалкой дальше? В кампании с повсеместным отказом от формата коммунальных госпредприятий и передачей их добра в конкурентную среду КГП “Коммунхоз” не остался в стороне. Теперь полигоном будет заниматься новоиспеченное ТОО “Кызылжар казалык”. Как оно будет работать – экологи надеются выяснить в грядущей проверке, которая намечается на днях по очередной народной жалобе на вонь.
– Земельный участок передан этому ТОО. Открываем проверку уже на новое предприятие. Идет процедура регистрации в органах правовой статистики. Видно будет, какая у них техника есть, какое финансирование. Без регистрации проверки мы не можем ни запросы направить, ни зайти на полигон, – констатирует главный государственный экологический инспектор по СКО.
Акимат обещает победить вонь. До форума?
В ЖКХ убеждают, что уж в этом году свалка точно перестанет гореть.
– Сейчас прокладываем трубопровод и будем заливать водой. Это краткосрочное решение.
Оформили карьер неподалеку от полигона, обсчитываем его разработку, будем вкладывать деньги и засыпать инертными материалами, – говорит Дулат Шарапиденов.
Замначальника отдела ЖКХ даже утверждает, что перипетии со сменой собственника не помешают: мол, пока КГП еще существует, да и новое ТОО будет наполовину государственным. А еще называет впечатляющие сроки решения хронической мусорной беды:
– В конце июля – начале августа начнем заливать. Уже основного горения не будет. К концу августа – сентябрю попробуем инертным материалом засыпать.
С каким рвением акимат на деле бросится в бой с горящей свалкой, конечно, покажет время.
Местные жители искренне надеются, что встреча президентов Казахстана и России на Форуме приграничного сотрудничества пройдет без тошнотворного душка в городе. Намечена она на начало ноября, может, это и станет спасительным ключиком для решения проблемы. Сколько денег пропадает на казахстанских мусорных свалках
Далеко, далеко
А вот со свалками в селах Северного Казахстана уже сложнее. Главный государственный экологический инспектор региона отмечает: сегодня в области 468 объектов размещения отходов. Всю разрешительную документацию имеют только 14 из них. Остальные можно назвать просто стихийными.
– Сейчас акимат не может сам заниматься свалками. Он должен оформить, передать в частное предприятие, а оно уже – обеспечивать содержание. Процедура идет, но медленно. Потому что все затратно. Полигон оформить обходится порядка 3 миллионов тенге.
Похоже, мусорный завал в регионе получается?
ПЕТРОПАВЛОВСК