Гнев, о богиня, воспой…

В самом деле, искать в очередном киношедевре смысл, а уж тем более привязку к мифологическим сюжетам – бессмысленно.

Следует раз и навсегда запомнить: Голливуд снимает не фильм по мотивам, к примеру «Илиады», а фильм по мотивам названия произведения. Неважно, что внутри – главное название! Его можно обыграть так и эдак, а можно и вовсе не обращать на него внимания.

Например, фильм «Битва титанов» начинается с краткого экскурса откуда есть пошли боги и полубоги, и вскользь упоминает, что были там какие-то титаны. А название фильма, видимо для того, чтобы не отвлекать зрителя поиском его смысла, приведено на всякий случай перед началом финальных титров. Потому что от первого упоминания до финального названия про титанов в фильме ни слова.

В основе фильма – героические подвиги Персея (Сэм Уортингтон, «Аватар»), сына Зевса (Лиам Нисон, «Звездные войны. Эпизод I», «Реальная любовь»). Отхождения от оригинала имеют место быть, но они не так уж существенны.

Подумаешь, Гермеса нет, и Аид скорее на Сатану похож, зато есть Ио (Джемма Артертон) и Андромеда (Алекса Давалос), а с двумя такими девками – не пропадешь! Одна поможет, вторая не даст заскучать.

Фильм снимался не только для какой-никакой популяризации греческой мифологии, и не только потому что он же – ремейк одноименного фильма 1981 года, но и за ради спецэффектов. Такого количества пролетов, падений, погружений в глубины океана, метаний от – к, давненько не было видно. «Аватар» рядом с этим фильмом – размеренное повествование в стоячей воде.

Боги, наконец-то, не мямли, а – сила. Олимп тоже прекрасно сверкает, как ему и положено.

Американцы, правда, не удержались от прямых христианских аллюзий. Зевс – бог-отец, Персей – бог-сын и Спаситель, Аид – Сатана.

Бедный, бедный Аид! Никто не понимает все величие этого образа прошлых эпох. На него вечно навешивают то, что ему было не свойственно. Старший сын Кроноса, никогда не имевший потомства, имевший всего один храм в Ойкумене, открывавшийся раз в год, ибо все его подданные поклонялись ему в его царстве.

И не было ему дел до смертных, до тех пор, пока они тенями или во плоти не являлись или не вторгались в загробный мир.

А тут – какой-то Сатана … Мелочь.

Христианский взгляд на древних богов крайне узок. Он совершенно не понимает, что не было богов плохих и хороших, что каждый бог сочетал в себе и то, и другое. Добро и Зло – изобретение вначале авестийское, а потом новозаветное. Мир – не клише, а уж древний мир – тем более.

Для усугубления в сюжет добавлены джинны. Главного, не мудрствуя лукаво, зовут Суллейман.

Фильм, на самом деле, достоин того, чтобы его посмотреть хотя бы раз на большом экране. Каким бы ни был ваш телевизор, всю масштабность он передать не сможет. И плевать на несогласовки, ошибки и недочеты. В конце концов, мы знаем, на что идем, и никто нам не обещал академического изложения.

И, потом, давайте будем правдивы сами перед собой: академическое изложение скучно, и большинство из нас его уже не поймет.

Мотивация героя, двигавшая им 5 тысяч лет тому, сейчас – детский лепет, мы и не такое видали. Поэтому нам – смена сюжета, мотивации, мест и героев. Поэтому нам – спецэффекты и популярные актеры.

Зрелище будет продаваться всегда. Мы хотели, хотим, и будем хотеть всегда двух вещей: хлеба и зрелищ. Так устроен наш мир.

Жаль, боги уже не видят.

***

Все смешалось в 3D - люди, кони

Персей, ну какой же ты человек? Еще совсем недавно ты был синий и с хвостом. И у хорошего джедая меч горит синим, да! Нельзя бросать механическую сову, особенно если ты сын бога, избранный убить Кракена. Вдруг это Ольга, подброшенная Гесером? Такая путаница со всеми этими героическими торсами на фоне мастерства разработчиков компьютерных эффектов.

Вообще дивный трехмерный мир кинематографа сегодняшнего слишком расслабил создателей картин. За спецэффектами можно спрятать убожество сюжета, наделить каждого из героев одной фразой, которую он будет вдумчиво повторять, заявляя ее на крылатость. Но недолог век кино такого пошиба.

«Битва титанов», к слову, еще только шаг на пути замещения истории, рассказанной киношником, на шумовые и зрительные эффекты без смысловой подложки. Здесь, отвлекаясь от матчасти, история еще есть. С болевыми точками, остроумными шутками, приправленная стадами пегасов, стаями гарпий и грациозностью Горгоны, детально воссозданными из цифрового небытия.

Да, Персей (Сэм Уортингтон) от Луи Летерье и товарищей его, сценаристов, ведет себя вполне в рамках бальзаковского парадокса. Может, ребята тоже не ожидали, как он учудит и бросит Андромеду, соблазнившись прелестями Ио. Которая ему то ли просто очередное увлечение молниеносного отца, то ли праматерь.

За всей динамикой разворачивающихся батальных сцен и персеевского рефрена «я – человек», слышаться триумфальные прыжки его создателей. Мол, гении, сукины, мол, дети. Что ваш Пушкин, право слово! И потом, вон Дюма имел французскую историю, почему бы не поиметь греческую мифологию? Там вообще инцестов не счесть. И прочих перверсий с девиациями.

Но как же хороши при этом детали. Изрыгающий дитя Океан (не нужны мне твои дети, Зевс), статуя громовержца, свергнутая войском царя Аргоса, Аид, возникающий из скопления гарпий, древоподобные джинны, великолепные черные скорпионы, и прекрасный лик смерти и мстительный царь, превращенный богами в Призрака оперы.

И как прекрасно сектанство, оживленное авторами киношедевра, во времена политеизма. Ярок персонаж, призывающий отдать богам Андромеду во спасение остальных. Именно от него пошли по земле юродивые, пользующиеся особым почетом на Руси. И это не все! Чрезвычайно зрелищный фильм. Да оживут легенды, да ссыплется на головы человечества, написанная на звездах история титанов.

Ну что такого, что в этом экшне вообще нет логики. То есть абсолютно! Все эти божественные разговоры между богами про любовь и страх человеческий. И вроде верно все, и должна чаша весов качнуться в правильную сторону. Но не могут больше низы, а верхи все никак не захотят.

И гибнут люди, провозглашая собственное превосходство над богами, затевают боги очередную борьбу за олимпийский престол, интригуя и жертвуя пешками-людьми. И все чужими руками. И все никак не понять, кто чем не доволен, кто к чему стремится.

Что было, что будет, чем сердце успокоится? И нет ответа в этой легенде написанной на звездах. И только морок и новые варианты старых образов.

Но ведь выполнили же обещание: оживили легенды! Не перевирать их никто не обещал. А вся это необходимая сейчас мишура дополнила: живенько, бодренько.

И очень политкорректно: в закат уходят он, она и черный. С крыльями.