В странах Европейского Союза и даже в ряде стран СНГ - России, Грузии, Молдове, Украине давно введена обязательная маркировка продукции, при производстве которой используются генетически модифицированные ингредиенты. А у нас, в Казахстане, все тишь да гладь.
Ты лучше голодай, чем что попало есть…
Так сказал почти тысячу лет назад Омар Хайям. Да вот беда, мы бы и рады следовать совету философа, да толком не знаем, что кладут нам в тарелку в ресторане или в кошелку на базаре. Красивые сочные яблоки почему-то не желтеют на срезе даже спустя неделю, а цвет томатной пасты оказывается ярче свежих помидоров, и она тоже отчего-то не покрывается плесенью после двухнедельного пребывания в холодильнике в открытом виде. А дело-то всего в каком-нибудь гене, вживленном генетиками в отдельные сорта яблок или томатов, позволяющим им оставаться свежими продолжительное время. Правда, потом обнаруживаем, что традиционные лекарства перестают на нас действовать, а еще позже вдруг, откуда ни возьмись аллергия появляется. Сетуем на плохую экологию (что также играет свою роль в нашем самочувствии), да невдомек нам, что эти самые заморские яблоки действуют на нас как яд замедленного действия.
Так что едим и пьем, что Бог послал (а может, вовсе и не он). Между тем, по данным международной экологической организации Green Peace, ряд известных в мире компаний используют генетически модифицированные ингредиенты при выпуске своей продукции - Kellog's, Nestle, Unilever, Heinz Foods, Hershey's, Coca-Cola, McDonald's, Danon, Similac, Cadbury, Mars, PepsiCo и некоторые другие. Продукцию этих компаний знают и казахстанские покупатели. Как это отразится на нашем здоровье и здоровье наших детей, а может быть, даже и внуков остается только гадать. Между тем, еще в 1998 году один британский ученый решил поставить опыты на крысах, которых стал кормить исключительно трансгенным картофелем. После непродолжительного времени он обнаружил необратимые изменения в организмах крыс и решил, что никогда сам такую пищу употреблять не будет, чтобы в свою очередь не стать подопытным кроликом. Его опыты подтвердили позже еще 22 известных ученых планеты.
"Зеленые" разных стран, в том числе и Казахстана, предупреждают, что далеко не всегда продукты питания с ГМ-ингредиентами проходят тщательный и всесторонний анализ. К тому же риск применения таких технологий не может оцениваться адекватно в рамках жизнедеятельности одного поколения людей, животного и растительного мира.
Согласно данным социологического опроса, проведенного Фондом интеграции экологической культуры в Алматы, 98 процентов горожан считают, что продукты с генетически модифицированными компонентами должны быть промаркированы. 38 процентов опрошенных не стали бы покупать продукты, в составе которых указаны ГМ-компоненты, 31 процент не уверены в этом. Еще 93 процента поддерживают принятие в Казахстане закона об обязательной маркировке продуктов с ГМ-компонентами, и 91 процент хотели бы знать об использовании ГМО в Казахстане. К примеру, в России лабораторные тесты показали, что порядка 60-75 процентов всех импортируемых продуктов питания содержат ГМ-компоненты. А ассортимент наших продуктовых магазинов мало чем отличается от российского.
Сейчас казахстанские экологи уповают на то, что в замусоленный законопроект "О защите прав потребителей", который уже всем давно набил оскомину невнятными формулировками, "родная мать" его Татьяна Квятковская пообещала втиснуть и положения об обязательной маркировке товаров с ГМ-ингредиентами. Специалисты отмахиваются, лишь бы не напутать и не внести дополнительной тарабарщины в проект, над которым устали посмеиваться не только профессиональные юристы.
Запретить нельзя разрешить
Если бы все было однозначно скверно, то возможно и светлые головы с двух сторон баррикад не кидались бы в бой с таким азартом и на сторонников ГМО смотрели бы как на душевно больных. Однако, за последние годы благодаря открытиям генной инженерии, созданы диагностические препараты для выявления СПИДа, налажено промышленное производство инсулина, получен эффективный противораковый препарат интерлейкин и еще более 200 диагностических препаратов.
Кто-то видит в генной инженерии открывающиеся безграничные возможности для насыщения всех жителей планеты, получения дешевых лекарств, а другие - угрозу биоразнообразию земли, развитию новых болезней у людей, с которыми уже невозможно будет справиться существующими препаратами.
Разумеется, утверждают экологи, ГМО-воротилами движет в первую очередь получение сверхприбылей. От суперкартофеля или, скажем, суперлосося, поражающих размерами, вкусовыми качествами, стойкостью к различным вирусам, высокой плодовитостью.
Другие предупреждают, что необдуманное и повсеместное внедрение технологий генетиков ставит под угрозу существование естественного генофонда, экологической безопасности всех стран, ведет к разрушению биоразнообразия планеты. Представьте себе картину, когда на планете, как в Ноевом ковчеге, останутся каждой твари по паре - одного вида супермедведей, суперкуриц, суперустриц, супердубов, суперпшеницы… А там и до суперчеловека недалеко. Несколько смахивает на клонирование, не правда ли?
Есть от чего поежиться. Ведь уже сегодня известно, что ГМО могут скрещиваться с дикими видами своих собратьев, что приводит к гибели последних, а вредители, развивая в себе устойчивость к новым видам токсинов, начинают сметать в радиусе ближайших десятков, а то и сотен километров, всю растительность подчистую.
Кстати...
...ГМО выращивают на продажу с 1996 года. Сейчас 98 процентов мирового промышленного производства ГМО (соя, кукуруза, рапс, хлопок и картофель) сосредоточено в США, Бразилии, Чили, Канаде и Китае. Деятельность корпораций, производящих ГМО, не ограничивается сельским хозяйством, они постепенно овладевают рынком медикаментов, лесным бизнесом, внедряются в рыбоводство и другие области. В Казахстане пока нет средств на промышленное внедрение каких-либо разработок генетиков, однако кое-какие исследования в этой области все-таки ведутся, над тем же картофелем. Так что если мы чуть подзадержимся с законодательным регулированием прав потребителей, то потом придется наверстывать еще и с контролем за отечественными производителями модифицированных продуктов. Пока же транснациональные компании, работающие в этой области, стремятся на Восток, их интересуют и новые возможности рынков сбыта, и создание плантаций генетически модифицированных растений, в будущем - животных. Сейчас продукты питания с ГМ-ингредиентами, особенно запрещенные в цивилизованных государствах, сплавляют в страны третьего мира через Всемирную продовольственную программу, а не за горами - коммерческие поставки "полюбившихся" кетчупов, детского питания, шоколада, йогуртов, кофе, напитков…
Запретить поступательное развитие науки глупо, однако когда ее не всегда изученные плоды пытаются прививать к реальной жизни, то тут уж пристало голосить не только экологам. И если повсеместно разрешат выращивать и употреблять в пищу ГМО, то потом виновных в глобальной экологической катастрофе будет достаточно сложно отыскать.