Погодный аттракцион
– Светлана Анатольевна, в столице в этом году был очень теплый апрель – еще неделю назад все ходили в футболках, что непривычно для наших широт. Но эта неделя началась с резкого похолодания. Люди считают, что это следствие глобального потепления. Вы согласны с таким мнением?
– Климатологи сейчас часто используют термин “погодные качели” или “нервозность климата”. Чаще всего это происходит из-за того, что меняется режим атмосферной циркуляции – сглаживаются контрасты температур между экваториальными и более северными зонами планеты, ослабевают струйные течения в атмосфере. Из-за того, что эти течения ослабевают, происходит частый прорыв южных теплых воздушных масс в более северные широты и наоборот. И похолодание, на которое вы жалуетесь, мы уже ощущаем и в Алматы. Но если для Северного Казахстана всё же отрицательные температуры в это время года – привычное явление, то в Алматы уже цветут вишня и урюк. И это одна из проблем глобального потепления – повышение средних температур не отменяет, а иногда даже усиливает риск возвратных заморозков. Что, конечно, очень негативно сказывается на сельском хозяйстве. Причем к этому риску очень сложно адаптироваться.
– Чем еще грозит нам глобальное потепление?
– По данным нашего мониторинга, повышаются не только среднегодовые температуры в Казахстане, но и меняется частота экстремальных природных явлений. Например, заметно увеличилось количество летних дней с экстремально высокими температурами, особенно в западных и южных областях.
Что касается осадков, то данные по стране заметно разнятся в зависимости от региона. Но в целом, по нашей информации, заметный рост количества осадков наблюдается в марте и в целом в период с февраля по апрель. При этом во многих местах заметно уменьшается количество осадков с августа по октябрь.
Мы, как и большинство национальных гидрометслужб, разрабатываем сценарии вероятного изменения климата в Казахстане. И пришли к выводу, что повышение температуры будет продолжаться – и значительными темпами.
А что касается осадков – изменения будут не столь значительными. То есть, если совместить оба эти фактора, мы видим, что будут усиливаться засушливые явления. Больше всего эти процессы будут заметны в южной и западной частях страны, так же, как в соседних центральноазиатских республиках.
При этом осадки всё чаще будут иметь ливневый характер, что в регионах с бедным покровом почвы приведет к усилению эрозионных процессов.
В то же время, если с 70-х годов прошлого века и до начала текущего наиболее заметное повышение температуры мы фиксировали в зимние месяцы, и причем по всему Казахстану, то сейчас в северной половине республики наметилась тенденция к понижению зимних температур, особенно в январе. А максимальное увеличение температур происходит теперь в весенние месяцы, особенно в марте.
Это говорит о том, что глобальное потепление происходит неравномерно как по регионам земного шара, включая Казахстан, так и на различных временных отрезках, и это требует постоянного мониторинга климата.
Надо приспособиться
– То есть положительных эффектов не будет?
– Я могу говорить лишь о предполагаемых положительных либо отрицательных эффектах изменения климата для отраслей экономики или здоровья населения. Казгидромет, в принципе, не делает таких оценок. Мы лишь констатируем изменения климата, и на основе этих данных эксперты отраслей экономики могут составлять рекомендации по применению мер адаптации, как это отражено, например, в Национальных сообщениях Казахстана об изменении климата.
И, если брать за основу данные последнего официального сообщения, то можно ждать сокращения урожайности зерновых в северных регионах нашей страны примерно на 15% к 2050 году. А что касается некоторых видов масличных, то до 2030 года их урожайность будет расти, а потом, к 2050 году, за счет роста засушливых явлений, урожайность снизится.
Положительные эффекты тоже можно найти. Во-первых, это увеличение вегетационного периода, а, во-вторых, увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере ведет к росту зеленой массы. Но эти положительные эффекты могут быть достигнуты только лишь в случае достаточного количества водных ресурсов.
– При этом у нас уже сейчас бывает такое, что воды фермерам не хватает…
– Не везде реки мелеют. К примеру, в горных и предгорных районах реки существуют за счет снегового и ледникового питания, а в горных районах сохраняется тенденция к увеличению осадков в зимне-весенний период, когда идет снегонакопление, тают ледники, и в итоге водные ресурсы в юго-восточных и восточных регионах пока сохраняются.
Но при этом, конечно, есть риск, что часть малых рек, которые сейчас полноводные, станут сезонными. И это плохо не только для сельского хозяйства. К примеру, во многих водоемах начинает гибнуть рыба. Связано это с тем, что они мелеют, повышается температура воды. Всё это приводит к уменьшению концентрации кислорода в воде и ее закислению – начинают активно развиваться водоросли, и рыба гибнет.
– А как глобальное потепление скажется на фауне Казахстана? К примеру, вы упомянули о сокращении и ледников, и благоприятных ареалов для хвойных лесов. А именно это – ареал обитания снежного барса…
– На животный мир потепление, естественно, влияет очень сильно через изменение условий обитания. Вы правильно говорите о снежном барсе. Но страдают ведь и другие виды животных.
Как предполагают ученые, постепенно будет сокращаться площадь земли, благоприятной для роста хвойных пород. На примерах горных районов уже заметно, что лиственные породы поднимаются всё выше. Хвойные тоже поднимаются выше, но их ареал ограничивается тем, что чем выше, тем беднее почва. Кроме того, как говорят ботаники, в результате усиления засушливости пустынные растения всё чаще встречаются в полупустынных районах, а полупустынные – в степных.
Наряду с растениями меняют свой ареал и животные. Например, известны случаи, когда перелетные птицы меняли места зимовки, и в результате приходилось пересматривать границы заповедных территорий.
Еще хотелось бы отметить, что, по данным Национальных сообщений Казахстана, расширяется ареал обитания и период активности опасных насекомых. К примеру, в предгорьях Алматы зона обитания клещей расширяется вверх, а с повышением температуры воздуха в весенние месяцы раньше начинается сезон их активности. Если будет расти зона засушливых территорий, будет расширяться ареал обитания каракуртов. И местные исполнительные органы должны в связи с этим тесно сотрудничать с МЧС и другими госорганами, а также информировать жителей об опасности и способах избежать ее.
Экологический кодекс заставит думать о климате
– Как часто предприниматели, прежде чем вложить деньги в тот или иной проект, обращаются к климатологам, чтобы оценить перспективы бизнеса в долгосрочный период?
– В последнее время всё чаще. В основном это сельское хозяйство, недавно были строители рекреационной зоны из Туркестанской области. Но к нам обращаются не только бизнесмены. Вот, к примеру, происходит резкое обмеление реки Урал, были маловодные годы у реки Или, у Иртыша. Сейчас мы вместе с комитетом по водным ресурсам активно изучаем эти процессы.
Думаю, это только начало, ведь в июле примут новый Экологический кодекс, в котором будет прописан механизм, обязывающий местные власти и министерства учитывать в своих программах развития влияние изменения климата. И, если по результатам оценки уязвимость повысится, необходимо будет предусмотреть реализацию мер адаптации.
– Что это такое?
– Это прогнозирование и ликвидация проблемных для экологии вопросов либо же какие-то мероприятия, сохраняющие природные ресурсы. Если говорить о сельском хозяйстве, то это, к примеру, капельное орошение либо использование засухоустойчивых сортов. Если говорить о госуправлении, то это организация продовольственных складов в регионах с высоким риском засухи, и так далее. Мина замедленного действия: как изменение климата уже бьёт по Казахстану
– Правда ли, что в Казахстане климат меняется в 2 раза быстрее, чем в целом на планете?
– Климат в Казахстане, действительно, теплеет несколько быстрее, чем в среднем по планете. На этот процесс влияют сразу несколько механизмов. Во-первых, наша страна находится в центре материка, причем самого крупного. И если океан – это мощный аккумулятор тепла, получаемого из атмосферы, то поверхность суши нагревается очень быстро и так же быстро отдает тепло в атмосферу. Во-вторых, из-за нагревания с поверхности океана происходит более сильное испарение, чем раньше. Водяной пар, переносимый из субэкваториальных регионов вглубь континентов, содержит в себе гораздо больше тепла, тем самым нагревая средние и высокие широты. Помимо этого существуют и другие более сложные динамические, термодинамические механизмы. Если мы посмотрим на карту потепления Евразии, то заметим, что есть регионы, на которые глобальное потепление оказывает противоположное влияние.
Например, зимний период на юге Сибири и севере Казахстана становится более холодным в первые зимние месяцы. Это связано с изменениями в процессах глобальной циркуляции атмосферы.
Но я бы не стала выделять Казахстан в качестве какого-то феномена. Арктика теплеет еще быстрее, чем средние широты. Там уже происходит увеличение периода безледового покрова. В результате включаются механизмы, усиливающие там процессы потепления. К примеру, темная поверхность свободного ото льда моря поглощает больше тепла, соответственно, процесс ускоряется. Кроме того, при таянии вечной мерзлоты из почвы выделяется большое количество метана, который еще более активный парниковый газ, чем СО2. Это тоже влияет на процесс глобального потепления.
Так что процесс глобального потепления очень сложный и постоянно усугубляющийся. И пока, как мне кажется, решения проблемы не найдено.
НУР-СУЛТАН