Главный онколог Южной Германии: Лучше знать правду о болезни

– Какова современная ситуация в онкологии?

– Сейчас врачи лучше знают причины этого заболевания – за счет понимания молекулярных механизмов, протекающих в злокачественных опухолях. Новые открытия помогли создать более эффективные препараты.

К тому же улучшается ситуация с первичным диагнозом, что позволяет быстрее начать лечение и остановить болезнь на ранних стадиях.

– Если говорить о профилактике – какой способ лучше?

– Конечно, есть очевидные канцерогены, такие как дым сигарет, лишний вес, которые могут способствовать образованию раковых опухолей. В таком случае необходимо изменить образ жизни, прекратить курить и придерживаться диеты. Помимо этого нужно регулярно заниматься спортом. Было замечено, что у больных, особенно у пациентов с раком крови, занимающихся регулярно спортом, при лечении было значительное улучшение результатов терапии и проявились минимальные побочные эффекты лечения.

– Есть мнение, что онкология в основном – удел пожилых. Каков "возраст" этого недуга?

– Статистика говорит, что вероятность проявления раковых заболеваний с возрастом действительно увеличивается. Кроме прочего, это связано и с увеличением продолжительности жизни в индустриально развитых странах. Однако есть целый ряд раковых заболеваний, которые часто встречаются у молодых людей. Разумеется, нельзя исключать роль факторов окружающей среды, которые вносят свою негативную лепту в развитие онкологических патологий.

– У наших врачей долгое время был принцип: не сообщать больному о страшном диагнозе. Трудно ли вам говорить пациентам об их заболевании?

– С моей точки зрения, пациенты должны быть информированы о состоянии их здоровья, знать свой диагноз, так как это касается их жизни. Люди должны знать, какое лечение им предстоит, что предлагает медицина. Так как лечение у всех без исключения раковых больных проходит с серьезными побочными эффектами, то врачу было бы неэтично и безответственно проводить его, не давая пациенту полную картину его состояния.

– Что важнее – бороться с недугом любыми средствами или, в безнадежных случаях, не назначать болезненное лечение, а попытаться сохранить им качество жизни?

– Когда пациент страдает от неизлечимой опухоли, надежды на выздоровление почти нет. Тем не менее качество жизни часто может значительно улучшиться. Каждый случай индивидуален.

Основной упор делается на желании пациента. Например, в ситуации 80-летнего пациента с онкологическим диагнозом становится очевидным, что ограничение лечения – для него лучший выход. Другим примером является молодая мать нескольких детей со злокачественной опухолью. Здесь нужно будет постараться использовать все доступные варианты лечения.

– Какую роль играет психологический настрой для успешного лечения?

– Установлен факт: верующие пациенты приходят в себя быстрее и внутренне более спокойны, чем атеисты. Однако, что касается меня, я не придаю значения религиозной вере пациентов.

Мереке УЮКБАЕВА