«Главный магнит — это озеро Алаколь» Почему Токаев отдельно посетил акимат Уштобе

И не только по тому, что это регион носит стратегический важный характер из-за своего соседства с Китаем.

И даже не по причине бурного демографического роста — в последние несколько лет в области сохраняется высокая рождаемость.

Все дело в том, что Токаев именно здесь четко сформулировал задачу по сохранению человеческого капитала. Наш корреспондент Виктория Волынец проехала вместе с президентом по региону.

Вообще, если рассматривать Алматинскую область через призму рабочей поездки президента, то лично мне совершенно непонятно, на чем можно сделать акцент.

Исторически носившая статус столичной, область сейчас разбита на 11 городов с населением от 200 до 10 тысяч человек и к настоящему моменту она едва ли не самая сложная (в хорошем смысле) в плане инфраструктуры. Здесь активно развиваются торговля (что обусловлено близостью Китая), промышленность и сельское хозяйство.

Если бы я продумывала поездку главы государства, я бы, наверное, сломала голову — как именно в этом сложном регионе и главное, о чем — разговаривать с людьми, у которых настолько разносторонние интересы.

Впрочем, забегая вперед, отмечу — эту сложную задачу администрация президента разрешила с блеском. Более того, именно здесь своей программой визита Токаев сумел подчеркнуть: главным приоритетом государства будут простые люди.

— Алматинская область является одним из лидеров в развитии человеческого капитала. Это молодые специалисты, предприниматели, поэты и писатели, а также представители трудовых коллективов, которые ежедневно вносят свой вклад в развитие страны. — Заметил Токаев на традиционной встрече с общественностью региона.

Я обратила внимание, что помимо государственных служащих и депутатов маслихата (то есть стандартного состава актива области) поговорить с президентом пришли профсоюзные деятели, интеллигенция и представители ветеранских организаций. Последние слушали главу государства подчеркнуто внимательно. И — небольшая деталь эпохи — после встречи они тоже делали селфи с президентом.

А глава государства — обрисовывал задачи акимату. Глава администрации Амандык Баталов не возражал. Он был занят — быстро записывал поручения президента. На всякий случай то же самое делали и заместители акима.

— В вашей области, как и в других регионах, по-прежнему есть проблемы с обеспечением сел питьевой водой. — Негромко говорил Токаев. — Акимату необходимо сформировать график работ по строительству и реконструкции систем водоснабжения.

Чиновники продолжали писать. А монолог президента становился все жестче.

— В очереди на жилье до сих пор стоят свыше 41 тысячи человек. Среди них 11 тысяч очередников – это представители малообеспеченных многодетных семей, жилищные проблемы которых необходимо решить в первую очередь, — проговаривая цифры, президент слегка покосился на сидящего по правую руку акима Баталова. Тот продолжал записывать. Не поднимая головы.

— Нужно активно строить жилье для работающей молодежи, молодых семей. — Продолжал президент. Это не выглядело критикой местной администрации, но в зале внезапно стало очень тихо. Даже вечно шумные операторы республиканских телеканалов уже передвигались, буквально крадучись. — Для обеспечения жильем молодых специалистов акимату, по примеру других регионов следует запустить механизм выдачи жилищных сертификатов для покрытия части первоначального взноса по льготной ипотеке.

На этих словах президента почему-то вспомнилось, что в регионе преобладающая доля женщин. И сейчас они, должно быть, внимательно следят за деталями — в конце концов, Токаев говорил про их детей. Он предлагал построить еще 20 школ. Чтобы изыскать на это порядка 30 миллиардов тенге — глава государства приказал отказаться от имиджевых проектов, а деньги впредь тратить на реальные программы.

Мне лично непонятно было, заговорит ли президент о малом и среднем бизнесе. Ведь в структуре экономики области торговля занимает едва ли не важнейшее место. Но президент решил иначе. Да, слова о привлечении бизнеса к развитию инфраструктуры прозвучали. Но в несколько неожиданном контексте. Президент, видимо вспомнил, что впереди страну ждет отпускной сезон.

— Еще один важный вопрос — развитие туристической индустрии Жетысу. Регион уже становится популярным центром туризма для всей страны. Главный магнит – это озеро Алаколь, славящееся своими лечебными свойствами. Только в прошлом году приток туристов вырос на 20 процентов, составив 2 миллиона человек, — неожиданно для всех сказал президент. На этих словах даже аким поднял голову и на мгновение перестал вести стенограмму встречи. Но, похоже, отпуск акиму не светит.

— Уровень сервиса, сопутствующая транспортная и гостиничная инфраструктура все еще оставляют желать лучшего. Поручаю правительству совместно с акиматом проработать и принять комплексные меры по улучшению инфраструктуры курортной зоны, — сказал Токаев.

Зал одобрительно загудел. Аким снова начал записывать.

Но социальная программа Токаева на этом, как оказалось, не закончилась. Недаром же везде отмечают, что область сложна сточки зрения инфраструктуры. Но второй по важности точкой визита оказалось вовсе не производство или районная школа (и то, и другое Токаев посетил).

Как ни странно, самым интересным местом посещения во всей области стал акимат Уштобе. Только зайдя внутрь, все присутствующие (а особенно те, кто ездит по стране вместе с президентом и знают образ его мышления) поняли, почему именно. Здесь работа бюрократического аппарата отстроена таким образом, что к руководству городом может попасть каждый житель. Без предварительной записи.

— В конце прошлого года я перенес свое рабочее место. Отказался от кабинета на 3 этаже. И начал работать в офисе формата Open Space, — слегка запинаясь, отчитывался городской аким Рустем Бекбосынов.

Он явно не был уверен в том, что сделал правильный выбор. В конце концов, глава государства обычно приезжает решать проблемы.

Но президент улыбался — наверное, впервые за все время поездки. Ему явно нравился «сервисный» режим работы.

Виктория Волынец