Если бы выборы президента Казахстана состоялись на минувшей неделе, то примерно половина алматинцев проголосовала бы за кандидатуру действующего главы государства.
Такие результаты были получены в ходе нового этапа исследований по проекту "Алматинский барометр: мониторинг президентской избирательной кампании".
Политолог Ерлан Карин, представлявший их, заметил, что лишь на первый взгляд это не очень много - фактически такой показатель очень позитивен для власти, так как получен в именно в Алматы, всегда считавшимся оплотом оппозиции.
Результаты исследования вообще очень позитивны для действующей власти. Начать с того, что большинство опрошенных респондентов, а именно 65,5%, считают, что выборов надо ждать в декабре этого года (хотя окончательной ясности с их датой, как известно, еще нет, но несомненно, что этот вариант более подходит для официальной Астаны), и лишь 13,3% думают, что они пройдут в конце 2006.
Остальные 21,1% затруднились с ответом, но при нынешних тенденциях можно, скорее, считать, что они пополнят первую группу, чем вторую.
Но еще более хорошие перспективы дает следующий факт - за исключением действующего президента, участия других потенциальных кандидатов от власти, по мнению алматинцев, практически не ожидается. То есть, этот, основной, политический лагерь будет фактически единым, поддерживающим одного кандидата. Ни внутренней конкуренции, ни распыления сил.
Чего не скажешь об ожиданиях (или, лучше в этой ситуации, сказать - представлениях) населения по поводу оппозиции: респонденты отмечают в качестве кандидатов на пост президента практически всех оппозиционных лидеров. Эксперты "Алматинского барометра" считают, что это говорит о том, что "население пока не воспринимает оппозицию как целостный политический блок".
Так, усилия по формированию образа Жармахана Туякбая как единого кандидата от оппозиции, судя по данному опросу, оказались не слишком результативными: лишь 28,3% респондентов считают, что его кандидатура появится на выборах.
При этом эксперты отмечают такой, бросающийся в глаза, факт: в экспертном опросе, проводившемся в рамках первого этапа исследований, Туякбай получил почти 89,7% ожиданий, опережая по этому показателю даже Нурсултана Назарбаева. Более чем трехкратное снижение рейтинга за несколько месяцев - огромный откат для лидера оппозиции.
Если вспомнить, что эти цифры получены в городе, который хотя и слишком смело называть "оплотом оппозиции", все же наиболее склонном к попыткам фрондировать, они кажутся еще более серьезными для оппозиции, фактически, не оставляющими ее кандидату никаких шансов даже на относительно достойный исход выборов.
Хотя суммарные симпатии в пользу известных казахстанских оппозиционеров достаточно значимы, но - разрозненны.
Например, Булат Абилов, Алихан Байменов, Гани Касымов (!) были указаны респондентами как возможные кандидаты на президентских выборах. Но в то же время лидера коммунистов Серикболсына Абдильдина назвали в качестве потенциального кандидата только 9,2% опрошенных, а Алтынбека Сарсенбаева - лишь 4,2% алматинцев. А у опрошенных параллельно с рядовыми горожанами экспертов ожидания относительно участия Сарсенбаева в президентской гонке достигали 10,3%, а Абдильдин и вовсе отсутствовал в списке кандидатов.
Авторы опроса делают вывод, важнейший для исхода предстоящих президентских выборов в стране.
Алматинцы (надо полагать, тем более и жители остальных крупных городов страны, не говоря уже о сельчанах), "рассматривают оппозицию не как целостный лагерь политических сил, а как альянс разноплановых лидеров".
Несмотря на то, что Жармахан Туякбай заявлен в качестве единого кандидата от оппозиции, симпатии протестного электората по-прежнему принадлежат другим оппозиционерам. Сторонники Туякбая не превышают даже 10%, что явно недостаточно для победы. Ерлан Карин выскзал мнение, что для обретения сколько-нибудь серьезных шансов на победу на выборах, "казахстанской оппозиции необходимо активизировать работу по формированию цельного образа своего единого кандидата". Однако, все основные факторы здесь работают против оппозиции.
В первую очередь, это время. Если выборы пройдут в этом году, а, скорее всего так оно и будет, оппозиция просто не успеет что-то предпринять.
Во-вторых, и это самое главное, активизация власти - разворачивающаяся масштабная компания, уже фактически предвыборная. Пока оппозиционеры будут искать возможность для консолидации друг с другом, власти набирают все новые очки у электората. Это и социальная политика, и апеллирование к опыту казахстанских реформ, выглядящему довольно респектабельно на фоне наших южных соседей. И объективные проблемы этих соседей, которые работают на рост популярности политики официальной Астаны. Ведь даже явные оппозиционеры порой признают, что события в Киргизии, так называемая революция, фактически усилили идеологический базис казахстанской власти.
Неудивительно, что среди аргументов участвовавших в опросе алматинцев в пользу участия Нурсултана Назарбаева в очередных выборах на первом месте был назван такой: он гарантирует стабильность в стране.
фото с сайта www.liter.kz