Вначале объясним, почему мы это делаем. Во-первых, рейтинг – это всегда интересно. И удивительно, что до нас подобный список футбольных персон не публиковали лет семь. Во-вторых, в этом году в Федерацию футбола Казахстана (ФФК) пришли новые люди, что не могло не сказаться на переделе влияния. Ну и, в-третьих, это просто весело.
Наш рейтинг – попытка показать, кто имеет реальный вес в казахстанском соккере.
Разумеется, этот рейтинг – исключительно наша версия. Каждый вправе создать свой список, опубликовать его здесь же в комментарии к статье. И, желательно, с аргументацией: почему господин X значимее мистера Y и влиятельнее мсье Z. Итак, мы начинаем!
В свои 33 года Ален Сержанович и в Федерации велоспорта поработал, и потрудился даже в статусе заместителя председателя Агентства РК по физической культуре и спорту. Источники, близкие к минеральным, уверяют, что именно г-н Чайжунусов разрабатывал законопроект о национальной лотерее. Но после того как не нашел понимания с новым председателем ведомства, написал заявление об увольнении. И уже спустя месяц после ухода из агентства оказался одним из вице-президентов Федерации футбола Казахстана.
Несмотря на столь высокую должность, пока он себя никак не проявил. Ключевые сотрудники, назначенные либо предыдущим вице-президентом, либо поставленные другими влиятельными людьми, остались на своих постах. Не замечен Ален Чайжунусов и в принятии каких-то судьбоносных решений для нашего футбола. Его активность пока ограничивается международными связями и открытием студенческой лиги. Что касается общения на международном уровне, то там есть успехи: на Кубок Президента была приглашена сборная Испании до 17 лет, и показала, как надо играть в футбол. По поводу старта студенческой лиги ничего определенного сказать не получится. И принесет ли эта новация пользу нашему футболу – тоже не ясно.
Возможно, самая спорная кандидатура в нашем рейтинге. Может быть, Баглан Ергешев ничего глобального в казахстанском футболе не решает, но его влияние очень велико в двух клубах: шымкентском “Ордабасы” и кокшетауском “Окжетпесе”. Хотя в последнем он скромно значится только как спортивный директор. В общем, это очень авторитетный в определенных футбольных кругах человек.
В отличие от двух специалистов, которые руководили командой ранее, Красножан – человек, который был главным тренером до прихода в сборную Казахстана. Может, он и не добился больших успехов, может быть, за ним тянется шлейф самых разных слухов, но бесспорно, что он куда более квалифицированный тренер, чем Шторк или Беранек. По забавному совпадению, с приходом Красножана в Казахстан группа игроков, работавших с ним в Нальчике, начала перебираться из России на наши просторы. Более того, часть из них уже имеет казахстанские паспорта!
Влияние Юрия Красножана прежде всего в том, что он способен заставить ФФК выполнять свои требования. Если на тренировках сборной при Арно Пайперсе игрокам не могли купить воды, если команда при Вахиде Масудове в 2002-м тренировалась на запасном поле аэропорта, то сейчас все иначе. Федерация инвестирует в комплексно-научную группу и по рекомендации тренера требует от клубов предоставлять видео с матчей чемпионата день в день, чтобы Юрий Красножан мог просматривать игроков.
Самый успешный тренер, работавший с казахстанскими клубами в еврокубках. После прошлогодней победы над “Селтиком” в Астане и участия в Лиге Европы имеет колоссальный авторитет в тренерской среде. Поговаривают, что с ним часто советуется Юрий Красножан. Влияние Виктора Кумыкова в казахстанском футболе еще и в том, что успехи “Шахтера” не остались незамеченными другими тренерами. Многие козыри карагандинского клуба, как ауты, к примеру, стали копировать многие. И не без успеха.
Возможно, в будущем из него получится успешный тренер или спортивный руководитель. А пока он самый авторитетный казахстанский футболист за последние пятнадцать лет.
Смаков давно всем и всё доказал. Выигранными титулами внутри страны и тем, что в возрасте за тридцать уехал в первую лигу Турции и добился там весомых результатов. Его любят болельщики практически всех клубов – за его отношение к футболу, к стране, за бесстрашие на поле и профессионализм. Самат пользуется большим уважением в среде футболистов и ветеранов. Знакомством с ним гордятся бизнесмены, с ним рады поручкаться и отдельные депутаты. Любое высказывание Смакова на серьезную тему способно круто изменить ситуацию. Самат об этом прекрасно знает и умеет пользоваться этим “оружием”.
Еще один скромный спортивный директор отдельно взятого клуба в нашем списке. С его появлением в карагандинском “Шахтере” в эту команду, по забавному совпадению, стали приглашаться футболисты, имеющие контракты либо с агентом Митрофановым, либо с агентом Чурчичем.
Всезнающее футбольное закулисье отдает должное прозорливости Асанбаева. Сейчас он активно просматривает игроков 1995–1996 годов рождения. Возможно, с кем-то “Шахтер” подпишет контракты с вероятной последующей и выгодной перепродажей клубам-конкурентам. Потому что лимит на молодых футболистов в нашей стране будет существовать еще очень долго.
Блестящая иллюстрация поговорки про человека, который сделал себя сам. Бывший судья чемпионата Алматы по футзалу, не имея влиятельных покровителей, именитых крестных, блатных теть и дядь, в неполные тридцать лет взобрался на пост вице-президента ФФК. Работящий, думающий, задействованный в огромном количестве комитетов и считающийся мозговым центром ФФК. Но довольно лести. Сейчас этот молодой человек возглавляет комиссию по расследованию гражданства ряда игроков. И это удивляет больше всего. Потому что решать судьбоносный для нашего футбола вопрос доверили господину, который в бытность директором Профессиональной футбольной лиги (ПФЛ) допустил, чтобы в премьер-лиге в 2012 году играли как казахстанцы, не имея на тот момент наших паспортов, целый ряд игроков – Плиев, Дмитренко, Порываев…
Кайрата Боранбаева в последнее время принято приводить в пример как человека, пришедшего в клуб с традициями, но без всякой собственности, а сейчас имеющего несколько баз, академий и репутацию “серьезного проекта”. Будем плыть по течению и мы, признав – то, что происходит с “Кайратом” в последние два года, больше похоже на чудо. В городе, где ночных клубов и пивбаров в тысячи раз больше, чем стадиончиков, на матч с датским “Эсбьергом” в Лиге Европы собралось 19 тысяч человек. А команда, еще три года назад имевшая бюджет в миллиард тенге, но игравшая едва ли не хуже всех в премьер-лиге, сейчас один из фаворитов чемпионата Казахстана.
По сути, это человек, решающий все самые важные вопросы по функционированию казахстанской премьер-лиги. Особенно важный: какие судьи будут работать на конкретном матче. Благодаря этому он – третий в нашем рейтинге.
Есть у Михаила Ильича и хобби. В “Твиттере” он любит размышлять о мировом футболе. Во время чемпионата мира председатель казахстанской премьер-лиги критиковал и судей, и ряд сборных-участниц финального турнира чемпионата мира. По слухам, эти публикации чрезвычайно расстроили Йозефа Блаттера и всю сборную Бразилии.
Все просто. Компания, в которой работает г-н Калетаев, является спонсором ФФК. Плюс футбольный клуб “Астана”, получающий средства от президентского профессионального спортивного клуба, относится к структуре “Самрука”. Чем вам не влияние?
Также следует напомнить: где появлялся Дархан Аманович – в Федерации велоспорта, в футболе, туда приходили либо Айдар Махметов, либо Ален Чайжунусов. Или, как в случае с велоспортом, оба и почти сразу. Сейчас г-н Чайжунусов неожиданно для многих стал вице-президентом ФФК.
Не будем скромничать. Хоть Саян Хамитжанов и не является больше генеральным секретарем и полноправным вице-президентом федерации, именно он – первое лицо в нашем футболе. Потому что при его фактически семилетнем правлении были внедрены в жизнь ключевые принципы нашего футбола. Именно с его подачи внедрялась мысль о славной, светлоликой Федерации футбола Казахстана, сражающейся с ордами злых сил. К числу последних причисляли и “оппозиционеров”, и “пятую колонну”, и многих других.
Саян Хамитжанов может быть доволен собой: при его непосредственном участии конгресс УЕФА затянули в Астану. Но еще большим поводом для гордости может быть то, что в нашем футболе еще много лет будут существовать правила игры, разработанные им. Хорошо это или плохо, каждый пусть решает сам.