Редакция Сaravan.kz рассказывает, что ждет в этом году выпускников, желающих поступить в казахстанские вузы.
О грядущих реформах сообщил министр образования и науки Республики Казахстан Асхат Аймагамбетов. Он подытожил изменения в традиционном письме выпускникам.
Главное изменение - возможность сдать ЕНТ два раза, а не один. Но и других приятных новостей немало.
1. Перевели ЕНТ в электронный формат и сделали процедуру максимально честной. Установленные камеры, система прокторинга и трансляция не должны смущать вас. Эта мера необходима для справедливых результатов.2. ЕНТ проходит не один раз в год, а четыре раза. И пусть это стоит немалых усилий наших сотрудников, но мы знаем, что это минимизирует ваши переживания и дает сразу несколько возможностей поступить в вузы.3. Создали специальные условия и для детей с особыми потребностями. С этого года добавили им дополнительные 40 минут для выполнения заданий, которые к тому же теперь без рисунков, схем и диаграмм.4. Для удобства калькуляторами разрешается пользоваться уже на постоянной основе.5. В этом году вы получите не только информацию о баллах на ЕНТ, но и тематический анализ результатов по каждому предмету. Это позволит вам проанализировать свои слабые стороны и подтянуть знания.6. Благодаря поддержке Президента у вас теперь больше возможностей получить грант. В этом году выделено на 15 тысяч больше грантов, и на 15% увеличивается размер стипендии.7. Ну, и самая хорошая новость. Я вижу тысячи ваших «тэгов» в Инстаграм с просьбами дать возможность сдавать ЕНТ для поступления на грант не один, а два раза. При принятии решений для нас главный приоритет - интересы школьников. Поэтому и в этот раз мы приняли решение в вашу пользу, и у вас будут две попытки сдать ЕНТ и поступить на грант. Это снизит эмоциональную нагрузку и напряжение.
Также он напомнил, что несколько лет назад было запрещено составлять рейтинг школ по результатам ЕНТ, а также школы были освобождены от обязанности регистрировать школьников на ЕНТ и собирать заявления на участие в нем. Министр назвал несколько причин для такого решения и сообщил, что оно благоприятно сказалось на всех участниках образовательного процесса.
"Среди них - гипертрофированное желание руководителей школ в 10-11 классах искусственно подтягивать школьников по тестовым вопросам в ущерб другим предметам, лишняя нагрузка на учителей для сбора заявлений. Также как следствие - устранение слабоуспевающих школьников от участия в ЕНТ, стремление акиматов различными способами повысить средний балл региона и т.д. При этом сам средний балл ЕНТ не выполнял диагностическую функцию. Ведь одно лишь знание среднего балла как таковой полезной информации не содержит. Но если будет анализ по темам, по дисциплинам, это позволит принимать управленческие решения.Сейчас мы видим, что принятое тогда решение сыграло свою роль, снизило нагрузку на педагогов и школы. Школьники самостоятельно в электронном формате подавали заявления на ЕНТ, их перестали отсекать от участия в ЕНТ, «натаскивать» только по тестам, а акиматы перестали пытаться влиять на рейтинг региона", - отметил министр.
Теперь результаты ЕНТ будут анализироваться, чтобы улучшить учебный процесс как на государственном уровне, так и на уровне каждого отдельного педагога. Это тот самый анализ из пункта 6. Про него министр рассказал подробнее.
"Переход на электронный формат позволяет нам теперь делать тематический анализ итогов тестирования. И это новшество мы внедрили в пилотном режиме уже во время мартовского ЕНТ.Теперь после завершения тестирования выпускник будет получать не только сведения о сумме набранных баллов, но и дополнительный анализ того, какие темы он знает, а какие - не в полной мере. Такой же анализ мы будем делать как в разрезе школы по конкретным предметам, так и в разрезе района, области и республики в целом.Данное решение позволит тестируемым увидеть, на какие темы надо обратить внимание, какие темы нужно подтянуть. То есть участники тестирования уже сейчас смогут выявить свои слабые стороны, уделить больше времени отдельным темам и провести работу над ошибками. Учителя также будут видеть, по каким темам имелись затруднения у школьников.В масштабе школы, к примеру, мы можем наблюдать, что у такого-то учителя математики большинство детей слабо решают определенные задачи. Анализ позволит погрузиться и выявить причины. Или сам учитель испытывает затруднения в разъяснении, или в программе не уделяется достаточно времени, или в учебнике слабо освещена тема и т.д.", - пояснил г-н Аймагамбетов.
Министр сообщил, что по итогам летнего ЕНТ в этом году каждая школа, регион, учитель и выпускник получит такой анализ. Также он отметил, что именно на основе этого анализа будут вскрываться проблемы образования и находиться их решения. В это число входят, например, доработка школьных программ, программ подготовки и повышения квалификации учителей.