“Главное при изучении казахского языка – иметь бешеное желание”: домбрист Алексей Лодочников

Этим делом он давно занимается на своих страницах в социальных сетях. Алексей также профессионально играет на домбре, сочиняет и исполняет песни.

“ТикТок” в помощь

Недавно в “Фейсбуке” группа энтузиастов, среди которых Алексей Лодочников, Яков Федоров, Аскер Пириев, Марина Сахарова и Марина Шаповалова, сообщила, что они будут помогать всем желающим изучать казахский язык. Это своего рода ответ на недавние статьи в российских СМИ о языковой проблеме в Казахстане.

“На начальном этапе мы планируем создание каналов в социальных сетях, онлайн-уроков с популярными носителями языка, дискуссионных площадок по обсуждению методик обучения, проведение различных мотивационных челенджей и т. д. Но самое главное – мы открыты для новых идей и новых людей. Главное, чтобы наши цели были едины, а намерения – открытые и миролюбивые. Как говорится, жұмыла көтерген жүк жеңіл”, – написал на своей странице в соцсети Яков Федоров.

Ребята предлагают всем, кто желает изучать язык, делиться идеями, обмениваться опытом, одним словом – дружить.

– Мы будем делать всё возможное для популяризации казахского языка, искать таких же единомышленников, которые помогут найти какие-то новые способы, методики его изучения. Мы рады видеть в нашем кругу всех желающих. Будем продолжать делать то, что мы, в принципе, и делали каждый по-своему, – прокомментировал “КАРАВАНУ” самый молодой участник инициативной группы, 22-летний Алексей Лодочников.

Молодой человек свое детство провел в детском доме, окончил отделение “Народное пение с домброй” ГУ “Комплекс “Музыкальный колледж – музыкальная школа-интернат для одаренных детей”. Он виртуозно играет на домбре, в его репертуаре полсотни песен на казахском языке, мечтает собирать залы по всей стране. Также Алексей вошел в список проекта “100 новых лиц”, снялся в сериале “Киелі бесік” и написал саундтрек к нему. А в 2016 году на одной сцене спел в дуэте с Димашем Кудайбергеном и группой “Алау” песню “Балқадиша”.

– Есть ли у вас опыт обучения казахскому языку, свои секреты, методика?

– Да. Я обучаю своих подписчиков в социальных сетях: “ТикТоке” и “Инстаграме”. Думаю, успех есть, так как люди пишут мне слова благодарности. Сам я выучил казахский в детстве, никакими секретами по изучению не владею. В детском доме меня отдали в казахскую группу, где разговаривали только на казахском. Я даже не заметил, как выучил язык.

– Вы недавно переехали в столицу, где получили новую работу. Расскажите, чем занимаетесь?

– Раньше я жил в Павлодаре, приехал в Нур-Султан по приглашению Академии Елбасы. Работаю пиар-специалистом.

– Каким языком вы пользуетесь больше в повседневной жизни?

– 50 на 50. Там, где общаются на казахском, и я – на казахском, где на русском – перехожу на русскую речь, чтобы всем было понятно.

– Ваша аудитория в “Инстаграме”, “ТикТоке” больше казахо- или русскоязычная?

– Конечно, на меня больше всего подписываются казахоязычные, потому что им интересно: как это русский парень разговаривает на казахском, играет на домбре. Но и русские между тем подписываются, им любопытна моя подача казахского языка. Очень много писем приходит, где люди пишут, что мои видео помогают им учить казахский язык.

– Помогает ли игра на домбре в изучении языка?

– Чтобы хорошо освоить домбру, нужен не один день, и даже не 2–3 года. Я на этом инструменте играю с 6 лет, поэтому могу смело сказать, что чувствую его тонкости. Он невероятно крутой. Всегда всем советую научиться не только говорить на казахском языке, но и играть на домбре.

– Про вас говорят, что вы сами сочиняете песни под домбру.

– Да, действительно, сочиняю песни, но не для домбры, они – в эстрадном жанре. Вы легко их можете послушать в Интернете, всё есть в свободном доступе: “Лаула”, “Туған жер”, “Өмір өтіп барады” и так далее.

Верю, что нет ничего невозможного

– Вы наверняка слышали, что в Казахстане постепенно закрывают детские дома, предположительно до 2023 года не останется ни одного. Что скажете об этом?

– Конечно, я считаю, что дети должны быть в семье. Меньше детских домов – это очень хорошо, но, по моему мнению, всё делается как-то неправильно. Например, Качирский детский дом (Павлодарская область), где я воспитывался, в том году закрыли. Они говорят, якобы мало детей и нерентабельно содержать здание. Оставшихся 40 человек “раскидали” по другим детдомам. Я огорчен, считаю, что некорректно так поступать с детьми, которые там чуть ли не с рождения находятся. Для них это родной дом, они друг к другу привыкли, нельзя распределять их по другим детским домам, таким образом решая их судьбу…

На самом деле детей меньше не становится, их просто не отправляют в наш детдом. Почему я так этим возмущен? Потому что детдом, где я воспитывался, был первым во всей стране, где начали изучать казахский язык. Сейчас много говорится об изучении языка на высшем уровне, но эпицентр, где его изучали, где все говорили на нем, будь то немец или русский, помимо этого изучали культуру страны, – закрывается! «Меня внедрили в казахскую среду»: Татьяна Раджибаева об изучении казахского языка и реакции окружающих

У нас в области есть несколько детских домов, где изучают казахский, но достаточно туда зайти, пообщаться с детьми, чтобы понять – действительно они знают язык или это только для статистики. Дети, которые жили в этом детдоме, ходили в казахскую общеобразовательную школу, там было очень много учеников. Так вот, многие родители отдавали своих детей в эту школу, думая, что там дают крутую базу знаний. А оказалось, что наши дети, посещавшие школу, выучили казахский благодаря воспитателям.

Если бы не этот детский дом, наверное, сейчас я бы не знал на таком уровне казахский язык. Может быть, что-то выучил, но вряд ли знал язык так хорошо и точно вряд ли бы играл на домбре и, вообще, не был бы таким человеком, какой я есть сейчас. Считаю, что это большая заслуга детского дома и его сотрудников, которые вложили в нас душу и знания.

– Вы, как выпускник детского дома, получили от государства жилье?

– Я стою в очереди, 1 600 какой-то… Полагаю, что, может быть, получу эту квартиру как раз, когда на пенсию выйду. Тут тоже много вопросов, и я сильно не надеюсь на квартиру от государства. Сами накопим, сами купим.

– Казахский язык, по-вашему, легкий или сложный?

– Я уверен, что выучить любой язык, будь то казахский или английский – несложно. Здесь нужно самому себе задать вопрос: насколько он тебе сильно нужен, и, главное, иметь бешеное желание. Верю, что нет ничего невозможного. Как только вы выучите язык, поймете и ощутите все его прелести.

Алматы