Программа “Занятость-2020” является одной из самых дорогих социальных программ в истории страны – ее исполнителям на местах предстоит освоить до 2015 года около 150 миллиардов тенге. За эти деньги чиновники должны к 2016 году увеличить рост производительности труда на 20 процентов, снизить бедность в стране с 8,2 до 6 процентов.
Но получится ли с помощью программы сдвинуть на самом деле хотя бы на несколько процентов уровень занятости в стране? Причем реально сдвинуть, не прибегая к хитростям статистики.
Аналитик Института политических решений Сергей Смирнов говорит:
– Так уж повелось, что программы с громкими названиями не выполняют своих функций. Потому что люди, разрабатывающие их, не знают реальной ситуации в стране. Наши статданные по безработице не соответствуют действительности. По ним все нормально, но ситуация с безработицей в стране тяжелая. У нас есть так называемые самозанятые – их почти 3 миллиона, так вот там скрыты все безработные. В группу же безработных попадают лишь те, кто встал на учет, – однако не секрет, что это делают лишь единицы. А из-за того, что нет реальной картины, и программы работают без результата. Другая проблема: такие большие программы – это кормушки, мы постоянно слышим, как там растаскиваются деньги. Есть и третий бич: то, что на самом деле в этих программах все делается только для галочки – обучили по программе, а трудоустроить не получается...
Убедиться в том, что эксперт прав, мы смогли, тщательно изучив программу. Оказалось, что, даже работая в рамках закона, она практически обречена на провал – из-за непродуманных механизмов реализации.
В 2012 году на организацию профессионального обучения из республиканского бюджета было выделено 17 миллиардов 813 миллионов тенге, профессиональным обучением охвачены 43 154 человека (планировали больше, но и это неплохо).
Так вот в эту статистику попала и моя знакомая. Оставшись без работы, она хотела выучиться новой профессии и трудоустроиться. Из предложенных вариантов выбрала специальность парикмахера, казалось бы, что с трудоустройством и обучением проблем быть не должно – услуга востребованная.
Группа студентов оказалась разношерстной – были и безработные, едва сводившие концы с концами, и те, кто приезжал на крутых машинах и при любом случае грозил “высокими связями из акимата” (неизвестно – настоящими или выдуманными).
За счет бюджетных средств студентов обучали, обеспечивали материалами и даже выдавали полагающуюся стипендию.
Моя знакомая училась старательно и очень надеялась на обещанную помощь в трудоустройстве. Но…
– Я пыталась устроиться сама, однако, когда в салонах узнавали, что прошла обучение по программе занятости и не имею опыта, отказывали. Или предлагали пройти стажировку у мастера за тысячу долларов. А у меня таких денег нет. Выходит, что три месяца обучения и новая специальность так и не помогли нам в трудоустройстве, – рассказывает Анна.
В центрах занятости предложить студентам работу не смогли. Зато стали настоятельно требовать, чтобы те сами искали место, ведь нужно отчитываться. Дескать, устройтесь у своих знакомых, откройте ИП на время, не важно, что работать не будете, главное – справку принесите.
– Нам дали список вакансий, а там вообще почти нет салонов красоты, где можно было бы устроиться парикмахером. Но в центре сказали – не важно, кем и где будете работать, мол, можно пойти в дворники, няни… А зачем мы тогда учились на парикмахеров? – негодует Анна.
А между тем для работодателей такие выпускники весьма выгодны! Сотрудничество с программой “Занятость-2020” выглядит очень заманчиво – по крайней мере, на бумаге. Сами судите: тем предпринимателям, которые возьмут на работу выпускника, государство обещает в течение нескольких месяцев выплачивать почти половину его зарплаты. То есть свежеобученный сотрудник обходится совсем недорого. Наверное, бизнесмены в очереди стоят за такими работниками?
По статданным, в целях трудоустройства заключены договоры с 2816 работодателями.
Мы решили проверить, легко ли войти в круг “избранных”? Позвонили в центры занятости, предложили сотрудничество – дескать, у нас салон красоты, и мы готовы взять ваших студентов. Но не тут-то было! Оказалось, что какие-то сроки истекли, но в качестве исключения нас могут внести в списки, правда, при этом мы должны показать, что у салона на трех парикмахеров миллионные прибыли за квартал.
Следом объяснили: в случае, если мы принимаем на работу выпускника, нас дотошно будут проверять прокуратура, налоговая.
Это, в принципе, правильно – деньги-то государственные выделяются, за ними контроль нужен. Однако такими “рекламными трюками” можно отбить желание любому бизнесмену – даже если он работает кристально прозрачно, нужно ли ему такое пристальное внимание к его предприятию?
Возможно, поэтому в списке вакансий на трудоустройство для выпускников нет ни одного хорошего предложения. И удивляться тут скорее приходится другому – как исполнители программы умудрились вообще с кем-то заключить договоры.
А вот то, что хорошая, по сути, задумка – помочь людям найти работу, в очередной раз проваливается, несмотря на огромные деньги, выделяемые для ее реализации, отчего-то не удивляет…
По итогам 2011 года, Госагентство по статистике показало, что безработными являются лишь 5,4 процента экономически активного населения, или чуть больше 400 тысяч человек. На самом деле эксперты считают, что эта цифра в три раза больше.
А теперь немного статистики: согласно данным, обучение завершили 4165 участников программы, из них 2006 человек трудоустроены на постоянные места. При этом из группы, в которой училась моя знакомая, почти никто не устроился по специальности на постоянную работу.
Мало того, исполнители изо всех сил старались соответствовать статистике. После того как студенты так и не смогли найти работу, им стали угрожать, что заставят их вернуть деньги, которые были потрачены на их обучение.
– Но откуда у нас такие деньги, если мы до сих пор безработные? – возмущены выпускники программы.
В общем, деньги освоены, людям выдали дипломы, а вот главное, ради чего все это затевалось, – найти работу – им так и не смогли. Почему?