Гимназии и лицеи "завалившие" ЕНТ серьезно пострадают

Минувшей осенью “КАРАВАН” рассказал о комиссии по проверке школ, созданной по поручению акима ВКО Даниала Ахметова (“Что за комиссия, создатель…”, № 42 от 6 ноября 2015 года). Напомним: по логике главы региона, гимназии и лицеи, не показавшие на ЕНТ должных баллов, следует разжаловать в рядовые.

Публикация вызвала недовольство областных чиновников. В своем письме в редакцию и. о. руководителя восточноказахстанского управления образования Айнур Султанова заявила: материал не соответствует действительности, порочит деловую репутацию как госорганов, так и должностных лиц, автор однобоко подошел к законодательству.

– Руководствуясь пунктами 22-1 и 2 статьи 6, пунктами 6 и 8 статьи 59 Закона “Об образовании”, местный исполнительный орган области имеет право на осуществление контроля за соблюдением организациями образования законодательства РК об образовании и о разрешениях и уведомлениях в иных формах (образовательный мониторинг, анализ, прогноз, изучение деятельности и т. д.), – значится в тексте за подписью и. о. руководителя. – На основании протокольного поручения акима области № 1/353 от 20.08.2015 года управлением образования издан приказ № 372 от 17.09.2015 года “О создании рабочей комиссии по изучению деятельности областных специализированных организаций образования, гимназий и лицеев”… Действительно, согласно пунктам 3 и 4 статьи 59 Закона, основным видом госконтроля является госаттестация организаций образования, которая независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности проводится один раз в 5 лет в плановом порядке. Однако членами комиссии проводилась не аттестация, а изучена и проанализирована деятельность областных специализированных организаций образования, гимназий и лицеев. По итогам анализа работы даны предложения рекомендательного характера.

Недостойны

Словом, желание акима проверить гимназии на статус – отдельно, комиссия облУО – отдельно. Школы никто не аттестовывал, в школах лишь вели изучение. Самое любопытное – в самих педколлективах почему-то убеждены в обратном. Председателю акиматовской комиссии доценту областного госуниверситета Наталье Бенеш даже пришлось объясняться: мол, не было такой цели кого-то наказать, комиссией двигал исключительно познавательный интерес к работе школ с одаренными детьми. Исключительно вопросы аналитики.

Так ли это? В конце декабря на областной коллегии по вопросам образования директорам школ наконец предоставили отчет комиссии. Можно, конечно, пропустить мимо ушей термины “проверка” и “проверяемые школы”, которыми изобиловал доклад. Наверное, кандидат педагогических наук не обязана разбираться в нюансах административных процедур и тонкостях различий между “изучением” и “проверкой”.

Но вот выводы, которые Наталья Бенеш представила как предложения комиссии, оказались не просто радикальными – шокирующими. А именно: принять решение о соответствии имеющемуся статусу четырех гимназий в Усть-Каменогорске и пяти специализированных школ в районах (Риддере, Курчатове и рабочих поселках Жезкент и Усть-Таловка).

– Изучена деятельность 45 специализированных школ, это 7 процентов от всех школ области, – сообщила глава рабочей комиссии. – В полном соответствии статусу, который отражен в планах школ, оказались только две.

Позвольте, но если оценивание статуса учебного заведения это не аттестация, то что это? В статье 1 Закона “Об образовании” черным по белому написано: “Государственная аттестация организаций образования – процедура, проводимая с целью контроля соответствия образовательных услуг, предоставляемых организациями образования, требованиям госстандарта”. Напомним, по закону аттестацией вправе заниматься единственный орган – департамент по контролю в сфере образования. С какой стати некая комиссия взялась что-то рекомендовать?! И так ли уж неправ был “КАРАВАН”, когда в ноябре задался вопросами о роли акиматовской комиссии?

Тест на одаренность

Как показывает жизнь, для завоевания имиджа и получения элитного статуса школам нужны годы, иногда десятилетия. Только в самих педколлективах знают, сколько на это уходит сил. Гимназия № 12 с углубленным изучением немецкого языка за счет спонсоров, например, обучила практически всех своих учителей в Германии. Год за годом, учителя за учителем. Сейчас она – в “черном” списке комиссии Натальи Бенеш. Вот уж действительно, ломать – не строить…

Из-за чего вообще разгорелся гимназический сыр-бор? Полгода назад накануне учебного года аким Восточного Казахстана Даниал Ахметов заявил о поручении “объективно посмотреть, что такое 45 специализированных школ области”.

– Из 45 половина не отвечает высокому статусу, – заявил глава региона на августовском педагогическом совещании. – Я дал соответствующее поручение: кто не подтверждает, должен быть исключен.

Недовольство акима вызвала низкая активность гимназистов-выпускников при сдаче ЕНТ. Как упрекнул школы глава региона, почти треть выпускников под разными предлогами уклоняется от итогового тестирования. Вслед за акимом и председатель рабочей комиссии заявила: “Участие специализированных школ в ЕНТ – первый показатель их результативности”.

– Выявлено 14 школ, которые показывают высокий уровень активности выпускников в ЕНТ – от 92 до 100 процентов, – сообщила Наталья Бенеш. – И 20 школ с наименьшим участием – от 34 до 62 процентов.

Интересно, почему итоговое тестирование стало главным индикатором для комиссии, созданной вроде для изучения работы с одаренными учениками? Уж не по той ли причине, что ЕНТ является одним из показателей при определении ежегодного рейтинга акимов областей?

Опустите занавес. Железный

Сейчас в управлении образования Восточного Казахстана проинформировали: элитного статуса уже лишены пять школ в районах, еще по четырем гимназиям в Усть-Каменогорске решение примут по окончании учебного года. Сказать, что новость вызвала резонанс, – ничего не сказать. Причем в шквале комментариев на форумах люди открыто называют причины нежелания гимназистов и лицеистов сдавать ЕНТ: зачем стараться набирать баллы для зачисления в отечественные вузы, если в России учиться дешевле, выше шансы поступить на грант, а в Германии высшее образование и вовсе бесплатное?

– На ЕНТ Александра набрала 87 баллов, – привела пример мама выпускницы усть-каменогорской гимназии № 2, также зачисленной акиматовской комиссией в “плохие”. – Другими словами, о бесплатном образовании на родине можно забыть. Зато в США, где Саша год училась по программе обмена, ей предложили стипендию на четыре года в Selton Hall University (Нью-Йорк), а потом еще бесплатное обучение в одном из самых престижных университетов Москвы – Высшей школе экономике. И как после этого уговорить ее учиться за большие деньги дома?

Последнее, к слову, стало чуть ли не темой номер один в ходе коллегии управления образования по итогам 2015 года. 35-летний замакима Жаксылык Омар, как двоечников перед классом, поднимал на ноги школьных директоров – заслуженных, убеленных сединами. Отчитывал:

– Надо работать с родителями. Они же приходят к вам, когда просят принять их детей в школу, когда вам нужны какие-то деньги, вы собираете их с родителей… А когда судьба ребенка или выпускника, почему не вызываете на ковер и не объясняете это? Наши усть-каменогорские университеты в 10 раз лучше, чем томские и барнаульские университеты на сегодняшний день. Не нужны такие люди нам, которые работают, как президенты футбольного клуба: готовят игроков, трансфертом продают в другой клуб.

Пусть другие судят об уровне этики общения замакима с подчиненными, в конечном счете ни один руководитель школы не возразил против такого стиля, значит, согласился с ним. Для детей и родителей куда важнее другое – какие последствия ждут учебные заведения. А их спрогнозировать несложно. Гимназии и лицеи, которые, образно говоря, посадили на короткий поводок, окончательно скатятся к тому, чтобы только натаскивать детей на тесты. Спросите любого эксперта: можно одновременно подготовить ученика к тестированию и развить в нем одаренность?! Это не взаимоисключающие задачи?

Сегодня в Восточном Казахстане в очередной раз продемонстрировали: главное в работе школ – подготовка к ЕНТ. Это значит, что, видимо, неизбежен административный прессинг – чиновников на директоров, директоров на учителей, учителей на детей и родителей… Осталось понять, есть в этой системе место гуманизму, любви к детям, педагогическому творчеству?

Похоже, нет.

Усть-Каменогорск