Как сообщил Н. Ашимов вопрос гибели тюленей на Каспии в настоящий момент необходимо задавать Министерству сельского хозяйства.
"У нас после реорганизации министерств комитет по воде, по животному разнообразию, по рыбам перешел в ведение Министерства сельского хозяйства. Поэтому этот вопрос к господину Куришбаеву (министр сельского хозяйства РК Акылбек Куришбаев. - Прим. агентства)", - пояснил он.
Кроме того, по его словам, исследования показали, что гибель тюленей связана с потеплением климата. "Делали исследование биологи, метеорологи. Это связано, но это еще не окончательная точка зрения, не с загрязнением вод Каспия - оно, по данным Казгидромета, нормальное - это связано с потеплением. Нет ледяного покрова. Это одна из точек зрения", - сказал Н. Ашимов.
Как сообщалось ранее, эксперты неоднократно высказывали опасения в связи с интенсивным освоением месторождений Каспийского моря, его воздействием на экологическую безопасность региона и отрицательным влиянием на сохранность биоресурсов.
Одним из катастрофических последствий освоения моря является массовая гибель животных. В мае этого года на побережье Каспия в Тупкараганском районе Мангистауской области были обнаружены 353 тушки мертвых тюленей.
Напомним, что массовый мор тюленей на Каспии происходит все чаще. Если во второй половине прошлого столетия официально было зафиксировано восемь таких случаев, то в первом десятилетии этого века уже, по крайней мере, три. Только в 2000 году погибло около 30 тыс. каспийских тюленей, причем только на побережье Казахстана было найдено более 10 тыс. туш. Большое количество туш этих животных ветрами было перенесено из северной акватории Каспия в южную. Тогда причиной гибели назвали хронический токсикоз: в тушах животных нашли продукты разложения сырой нефти, топочного и флотского мазута, а также пестициды, что привело к резкому падению иммунитета тюленей и подверженности их инфекционным заболеваниям.
Во время массового мора, весной 2006 года, погибли 337 тюленей, а также более 2 тыс. осетровых. Помимо этого в 2001 году в акватории между побережьем Мангистауской области и Туркменистана погибло 250 тыс. тонн кильки - годовая квота вылова всех прикаспийских государств и 40% всех запасов кильки в Каспийском море. В погибшей кильке было обнаружено большое содержание тяжелых металлов и нефтепродуктов.
В 2007 году мертвых тюленей, начиная с конца марта, находили на побережье между месторождениями Каламкас и Каражанбас, в районе водозащитной дамбы "Каламкас". Количество погибших тюленей приблизилось к тысяче. По версии комиссии, расследовавшей причины гибели животных, наиболее вероятной причиной является вирус чумы плотоядных. Наличие данного вируса в тушах погибших тюленей установили экспертизы, проведенные двумя институтами, - НИИ проблем биологической безопасности и Институтом микробиологии и вирусологии МОН РК. Кроме того, назывались также неблагоприятные погодные условия.
В то же время представители лаборатории экологии вирусов института микробиологии и вирусологии полагают, что массовая гибель тюленей в Мангистауской области произошла в результате интенсивного рыболовства. "Исходя из проведенных исследований взрослых особей, с учетом господствующих в это время ветров и поверхностных течений, мы считаем, что гибель животных произошла, предположительно, в декабре - марте в западной и северной частях моря в результате интенсивного рыболовства", - сказал научный сотрудник лаборатории Айдын Кыдырманов.
Как считают эксперты, проект по освоению Кашагана, разработанный консорциумом Agip KCO, окажет мощное техногенное воздействие на окружающую среду. По заключению общественной экологической экспертизы, "представленная декларация не соответствует требованиям природоохранного законодательства, не обеспечивает экологическую безопасность, сохранение биологических ресурсов Каспийского моря, наносит вред окружающей среде и здоровью населения региона".
По словам эксперта Казахского общества охраны природы Николая Попова, "компания выносит все технологические линии, связанные с переработкой сероводорода, подготовкой нефти и газа непосредственно на море, на искусственные острова, чего раньше в той концепции не было, появится огромное количество инженерных сооружений". Кроме того, предусматривается строительство 240 буровых скважин.
"Вся территория месторождения будет покрыта сетью внутрипромысловых трубопроводов в тысячи километров длиной, чего в прежней концепции не было. Помимо островов бурения появится 8 эксплуатационно-технологических комплексов, которые будут представлять собой заводы, построенные на искусственных островах. Все эти комплексы будут снабжены факельными установками, через которые будет производиться отжиг газа при испытаниях скважин, при технологических, предусмотренных штатным режимом, работах и деятельности оборудования. Эти отжиги будут производиться в значительном объеме: в год около 60 тыс. тонн будет сжигаться на этих факелах", - сообщил также Н. Попов.
Кроме того, как пояснил он, в зоне Кашагана проходят пути миграции осетровых рыб, а также каспийского тюленя. "Мы понимаем, что компания предлагает осуществлять технологические процессы непосредственно в местах обитания уникальной фауны Каспийского моря", - отметил эксперт.
"Каждый год гибнут тюлени, осетры. Наше твердое убеждение, что это по причине разработок. А можете себе представить, когда 240 скважин пробурят! Кто их проконтролирует, можете мне сказать? Сегодня их никто не контролирует. Невозможно физически даже объехать эти скважины. Это заповедная зона. В советское время никого туда не запускали, в принципе. Не надо лезть в этот Каспий... Иран не добывает нефть, они больше получают прибыли за счет осетров, нежели с продажи нефти", - сказал М. Елеусизов.
"Одной-единственной аварии достаточно, чтобы уничтожить всю биологию Каспия", - подчеркнул он.
Кроме того, как сказал заведующий кафедрой международного публичного права Бакинского государственного университета Рустам Мамедов, озабоченность прикаспийских стран исключительно нефтегазовыми доходами сильно бьет по экологии Каспия.
"Я думаю, что официальные лица на высшем уровне, если даже об этом (экология Каспия. - Прим. агентства) говорят, но они это не декларируют. То есть они свое мнение, позицию выразили принятием Рамочной конвенции по охране окружающей среды, которая ровным счетом ничего не означает. Я все время думаю, что, если не будет императивных норм, императивной конвенции по Каспию, где стороны обязываются, принуждаются к определенным действиям по защите окружающей среды, ничего добиться невозможно, то есть эта конвенция - как бы отписка, то есть отписались, рассчитались, галочки поставили... Многие прикаспийские государства сегодня озабочены только нефтегазовым доходом, и это очень сильно бьет по экологии Каспия", - отметил Р. Мамедов.
"Я как ученый требую и прошу, чтобы все народы рука об руку бросились защищать Каспий. Я, например, периодически летаю через Каспий в Казахстан, и когда вижу это мертвое поле и уже почти находящийся в таком же положении азербайджанский берег, то мне становится плохо, потому что мы теряем Каспий. Нефть кончится, а Каспий останется, и мы останемся, а где мы будем жить? Поэтому мы должны о будущем поколении думать сейчас", - подчеркнул профессор.