По его мнению, наличие "нефтяного богатства" не может стать альтернативой завершению демократических и рыночных реформ.
Как пояснил американский представитель, выступая в пятницу тринадцатого перед студентами и преподавателями КИМЭПа: "Нефть также не создаст достаточного количества рабочих мест для молодежи Казахстана и не распределит благосостояние между широкими сегментами населения, все еще погрязшего в сельской бедноте". Выражение довольно сильное, хотя и не совсем понятное - то ли оно означает, что в республике есть беднота только сельская, а в городах ее уже нет, то ли казахстанские города воспринимаются как большие деревни с бедными "широкими сегментами населения". Далее, американский дипломат заметил, что "наличие богатых природных ресурсов может привести к тому, что страна будет менее склонна принимать сложные решения, которые генерируют инвестиции в другие секторы и высвобождают индивидуальную инициативу каждого гражданина". Не уточняя, кого или что он имеет в виду, А. Ларсон признался, что "во многих странах, богатых ресурсами, коррупция подорвала экономический рост и разрушила демократические институты".
Выступая перед аудиторией, заместитель госсекретаря часто говорил как бы от имени казахстанского правительства, рассказывая собравшимся о тех или иных правительственных планах и инициативах. Например, он проинформировал, что к настоящему времени "правительство Казахстана приватизировало большую часть экономики, хотя многое еще предстоит сделать с реструктуризацией основных секторов", а "в 2003 году Казахстан намерен выставить на тендер новые оффшорные блоки в Каспийском море, которые могли бы привести к открытию еще большего числа нефтяных месторождений мирового уровня". Или, подчеркнул Ларсон, "сейчас правительство Казахстана продолжает предпринимать ряд важных политических шагов, таких как заключение соглашения с Россией о делимитации Каспия. Кроме того, в данное время предпринимаются меры по подключению Казахстана к новому нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан". Возможно, столь непосредственное и близкое восприятие казахстанской официальной политики отражает чрезвычайно активное стремление американского руководства наладить "стратегическое партнерство" с Казахстаном и другими странами региона.
По информации Госдепартамента США, которой поделился А. Ларсон, финансовая помощь правительства США в области гуманитарных и демократических программ государствам Центральной Азии в этом году составила $583,1 млн., из них Казахстану - $90 млн.
В качестве одной из главных причин, побудивших Соединенные Штаты к оказанию данной поддержки, А. Ларсон выделил следующую: "США хотели бы видеть, как Казахстан ускоряет и завершает свою интеграцию в глобальную экономику". Эти слова по стилю и содержанию очень напомнили ответ Стивена Манна на брифинге, посвященном началу строительства Баку - Тбилиси - Джейхан, на вопрос о заинтересованности руководства США в данном проекте. Тогда он подчеркнул, что для правительства США интерес к трубопроводу не исчерпывается коммерческими соображениями: "Есть и экологические основания для его поддержки… кроме того, это даст странам региона более широкую автономию в принятии решений, если они не будут зависеть от старых советских транспортных монополий".
Однако все же именно политические аспекты становятся главными элементами, определяющими важность или сложность многих проблем Центрально-азиатского региона, а также "приграничных" к нему проблем, в том числе, непосредственно связанных с правовым статусом Каспия.
На прошлой неделе в очередной раз была отложена встреча на уровне заместителей министров иностранных дел пяти прикаспийских стран, запланированная на 10-12 декабря. Накануне в Баку состоялась встреча замминистра иностранных дел Кайрата Абусеитова, с его азербайджанским коллегой Халафом Халафовым. По итогам перговоров был согласован Протокол Соглашения по разделу дна Каспийского моря, подписанного двумя странами еще 29 ноября прошлого года в Москве. Иными словами, была обсуждена техническая сторона Соглашения по разделу дна Каспийского моря. Как пояснили прессе азербайджанские официальные источники, "если в Соглашении оговариваются лишь общие принципы урегулирования вопроса, то в подготовленном Протоколе устанавливаются географические и технические координаты прохождения линии разграничения сопредельных участков дна моря "по методу срединной линии".
По мнению некоторых российских СМИ, в настоящее время переговоры по Каспию становятся более конструктивными. В частности, RusEnergy отмечает: "Можно констатировать, что методы решения данного вопроса в последнее время стали приобретать более цивилизованный характер. Так, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев заявил, что в нынешнем переговорном процессе по определению правового статуса Каспия каждая из пяти стран региона выступает против перерастания проблемы в вооруженный конфликт". Трудно не согласиться с утверждением о том, что переговоры постепенно выходят из тупикового состояния, и в значительной мере благодаря инициативам Казахстана, России и Азербайджана. Однако очевидно, что ни одна из пяти сторон изначально не была серьезно заинтересована в военном решении проблемы, поскольку локальная война в регионе могла бы быть выгодной только третьей, вернее шестой стороне.
Как считает RusEnergy: "Тегеран, который традиционно выступал против заключения двусторонних соглашений по Каспию, теперь считает, что подобные соглашения возможны. На смягчение позиции Ирана, по-видимому, повлияло заключение двусторонних соглашений по Каспию между Россией, Казахстаном и Азербайджаном". Вероятно, здесь правильнее было бы говорить не о смягчении, а об ослаблении позиций Ирана, в большой степени обусловленном внутренней политической нестабильностью в стране, особенно обострившейся в последние месяцы. В ноябре духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выступил с угрозой в адрес президента Мохаммада Хатами, заявив, что обратится к "силе народа", если власти не наведут порядок в стране. В Иране и за рубежом заявление было расценено как угроза государственного переворота, поскольку термином "сила народа" здесь обозначают так называемый Корпус стражей исламской революции (КСИР) , являющийся самым радикальным и, в то же время, консервативным и антизападным вооруженным формированием, верным иранскому духовенству.
Как клерикалов, так и реформаторов не устраивает положение дел с урегулированием каспийского вопроса: считается, что предыдущая работа в этой области была более чем некомпетентной и даже "вредительской". Рост патриотических настроений среди населения, требующего "защиты интересов иранского народа", теперь будет широко использован той и другой стороной в политической борьбе, что, разумеется, приведет к активизации поиска приемлемых подходов по Каспию. Положение дел усугубляется разворачивающимися военными приготовлениями против Ирака, свидетельством которых становится растущее проамериканское военное присутсвие в непосредственной близости от границ Ирана.
Однако если иранские правящие круги, под давлением различных обстоятельств, все-таки начали менять свое отношение к переговорному процессу по Каспию, то официальный Ашгабат продолжает стоять на своем.
Предыдущая дата проведения встречи рабочей группы была назначена, как известно, на 19-20 ноября, и была перенесена "по техническим причинам" (формулировка, не раз звучавшая в этом году также и в отношении отсрочек в подписании азербайджанско - российского соглашения). Примечательно, что даже после того, как стало известно о том, что встреча в Баку переносится на более поздний срок "из-за отказа одной из сторон", МИД Азербайджана не стал торопиться уточнять СМИ, из-за какой именно стороны, она не состоялась. Ситуацию немного прояснил российский замминистра иностранных дел Виктор Калюжный, который заявил, что встреча была перенесена из-за позиции Туркменистана, делегация которого отказалась приехать в Баку "из-за проведения национального праздника". Если учесть, что данная встреча предполагалась на уровне заместителей министров, то версия с национальным праздником выглядит не очень убедительно. Скорее всего, руководство Туркмении в изменившейся обстановке не было готово к заседанию рабочей группы, поскольку не выработало каких-либо конкретных новых предложений, или участие делегации было затруднено из-за событий в стране, связанных с недавним покушением (?) на президента С. Ниязова.
В субботу Х. Халафов сделал заявление СМИ, согласно которому руководство страны готово "организовать в любое время в Баку встречу специальной рабочей группы на уровне заместителей глав МИД прикаспийских государств". По информации Халафова, азербайджанская сторона "уже обратилась ко всем прикаспийским странам, в том числе и Туркменистану, по поводу новой даты встречи, которая может состояться и в январе".