По запасам нефти страна занимает 7 место в мире, по залежам угля - 6-е, урана - 2-е, золоту - 8-е, серебру - 2-е, меди - 3-е, цинку и хрому - 1-е, кобальту - 5-е…
Список можно продолжать. Но тому, что все эти огромные природные богатства стали теперь доступны людям, мы обязаны самоотверженному труду геологов - разведчиков недр.
Не подлежит сомнению, что Казахстан стал независимым, активно развивающимся государством во многом потому, что сумел по-хозяйски распорядиться этими дарами природы.
На территории РК имеются полезные ископаемые и элементы почти всей таблицы Менделеева. Причем такие, каких нет даже в огромной России, например, вольфрам и титан.
Казахстан с середины XIX в. изучали лучшие геологические светила России: Н.А. Северцев, Л.В. Мушкетов, Г.Д. Романовский - открывая месторождения, в основном, по древним выработкам.
Мушкетов и Романовский составили первую геологическую карту Туркестана, куда входили Приаралье, Прибалхашье, Тарбагатай, Каратау, южная часть Джунгарии (Алтын-Эмель, Катутау, Калканы) и северная часть Тянь-Шаня.
В 1874 г. Барбот-де Марни первым открыл угленосные отложения на Мангышлакском полуострове, а позже и в других местах. Его сын продолжил изучение недр Казахстана, до конца жизни работая в Геологическом институте Академии Наук. Известно, что только за 1886-88гг. в Каркаралинском уезде были поданы заявки на 80 медных и серебро - свинцовых месторождений.
После Октябрьской революции началось крупномасштабное изучение недр Казахстана. Уже в 1921-22 гг. работало 8 геологических партий. Начиная с 30-х годов их было уже несколько десятков, а в 50-х - несколько сотен.
Геологическое строение изучали геологи совместно с геофизиками, геохимиками, с привлечением палеонтологов, палеоботаников. В Казахстане работали лучшие геологи Советского Союза: А.Д. Архангельский, Г.И. Водорезов, А.А. Гапеев, В.А. Обручев, и другие В это время засверкала плеяда казахстанских геологов: К.И. Сатпаев, И.И. Бок, Р.А. Борукаев, В.Ф. Беспалов, Г.Л. Кушев, Г.Ц. Медоев, С.Г. и Е.А. Анкиновичи и многие другие. Они уже готовили свои, казахстанские кадры.
Открывались учебные заведения, готовящие специалистов геологического профиля в Алматы и в других городах Казахстана. К концу 70-х годов их было больше 30.
На территории Казахстана действовали 5 геологических управлений: Центрально- Казахстанское, Северо-Казахстанское, Западно-Казахстанское, Восточно-Казахстанское и Южно-Казахстанское.
Эти управления, как и геологи, считались лучшими в СССР. Для работы за рубежом, как правило, Министерство геологии Союза приглашало геологов и даже техников из Казахстана.
Изучение геологии Казахстана проводилось методом геологического картирования с одновременными поисками всех видов полезных ископаемых. Территория Казахстана к середине 90-х годов была полностью откартирована и изданы геологические карты масштаба 1: 1 000 000 и масштаба 1: 500 000.
Именно очные и подробные геологические карты стали основой быстрого освоения природных богатств страны. В одном только Южном Казахстане на территории Каратау, Кендыктаса, Северного Тянь-Шаня и Джунгарии геологами выявлено 915 золотых месторождений и проявлений, из них коренных месторождений - 649, россыпных - 52. Из 915 объектов 11 заслуживают в первую очередь постановки геологоразведочных работ, 32 - поисково-разведочных и 49 - поисково- оценочных. Золото есть, но кто и когда займется разработкой месторождений?
Сегодня геология страны находится в застое, если не сказать в упадке. Масштабы геологических исследований и разведочных работ сократились во много раз.
Иностранные компании, которые занимаются разработкой месторождений, в большинстве своем озабочены только быстрой прибылью, о будущей судьбе месторождений у них заботы нет.
В Алма-Ате до середины 90-х годов прошлого века была лучшая в СССР отраслевая лаборатория. Сейчас она и ее сотрудники влачат жалкое существование, работают в тесных полуподвалах, а прекрасное здание сдается в аренду…
Некоторые считают, что ничего страшного не происходит. В советские времена геологи поработали так интенсивно, что разведанных запасов может хватить стране на много лет. Сегодня условная обеспеченность отраслей активными разведанными запасами, в расчете на проектные мощности добывающих комплексов составляет: по железорудной отрасли - более 80 лет, марганцеворудной - более 100 лет, хромоворудной - более 50 лет.
Но уже разведанными запасами для открытых - самых экономически выгодных - работ, отрасли обеспечены значительно хуже: железорудная отрасль - на 30 лет, марганцеворудная - на 20 лет, хромоворудная - только на 7 лет.
Таким образом, несмотря на высокую общую обеспеченность сырьем отраслей черной металлургии, перед страной стоят непростые задачи по вводу новых добывающих мощностей, взамен выбывающих и масштабному переходу на подземный, более дорогой способ добычи.
Состояние сырьевой базы меднорудной и свинцово-цинковорудной промышленности также весьма напряженное.
Разведанными запасами эксплуатируемых месторождений медная отрасль обеспечена в среднем на 20 лет, а свинцово-цинковая - на 25.
Положительная динамика последних лет в производстве меди, свинца и цинка обязана главным образом интенсивной эксплуатации наиболее богатых и давно разрабатываемых месторождений. Сегодня промышленники, что называется, "снимают сливки". При этом восполнения погашаемых запасов не происходит.
В случае истощения сырьевых баз, без ввода в строй новых объектов, в отраслях начнется резкий спад. И об этом уже не первый год предупреждают геологи и ученые.
Сегодня важнейшая задача - повысить глубину переработки руд, отойти от порочного подхода, когда в отходы выбрасывается, по сути, половина ценнейших минералов.
В казахстанских рудах присутствует свыше 20 элементов-примесей (индий, рений, осмий, висмут и другие), повышающих ценность продуктов комплексной переработки минерального сырья.
В водах нефтегазоносных пластов содержатся промышленные концентрации лития, цезия, рубидия, йода, брома, стронция.
Выявлены крупные скопления технических алмазов и олова. Все это необходимо извлекать, используя новые, современные технологии.
Но и о геологической разведке новых перспективных месторождений забывать нельзя. В условиях рынка надо по-новому оценить состояние минерально-сырьевой базы страны, выработать новые принципы изучения, освоения и развития ее минерально-сырьевого комплекса. Возникла потребность тесной творческой связи геологической науки и практики. И первые шаги в этом направлении сделаны.
Учеными-геологами Института геологических наук им. К. И. Сатпаева и министерства, а в последующем Комитета геологии и охраны недр РК, с помощью интегрированного анализа состояния геологической изученности и минерально-сырьевой базы, организационно-экономической структуры минерально-сырьевого комплекса страны, определены перспективы и направления в области развития минерально-сырьевой базы республики.
Это позволило оценить стратегию поисково-разведочных работ, разработать нормативно-правовые документы и организационно-экономические формы управления минерально-сырьевым комплексом.
Традиционный геолог с рюкзаком и геологическим молотком уходит в прошлое. На его место приходят компьютеры, сканирование из космоса, математический анализ и другие современные методы.
Впервые выполнен анализ структуры минерально-сырьевого комплекса республики, включающий геологические ресурсы, запасы и динамику их освоения горно-нефтедобывающим производством, проведена оценка эффективности освоения земных недр на примере конкретных месторождений и в целом по стране в сравнении с зарубежными аналогами.
Исследования, проведенные в последние годы Институтом геологических наук им. К. И. Сатпаева, по заказу Мингео, (Комитета геологии и охраны недр), вылились в подробную серию работ, посвященных минерально-сырьевым ресурсам страны, не имеющим аналогов в СНГ и мире.
Серию представляют 15 карт атласа "Минеральные ресурсы Казахстана" - в первые годы суверенитета они были базовыми для широкого круга инвесторов, предпринимателей и многих других заинтересованных кругов.
И тридцать справочно-монографических томов, содержащих богатую научно-прикладную информацию о 6 796 объектах рудного и нерудного сырья, нефти, газа, углей и подземных вод.
Для большинства месторождений даны перспективные оценки. Также созданы три карты: глубинного строения, минерагеническая и прогноза нефтегазоносности Казахстана, составленные с учетом современных мировых достижений в области геодинамического и минерагенического анализа.
По содержанию и информативности карты имеют важное значение в развитии и решении фундаментальных проблем образования промышленных месторождений полезных ископаемых и содержат информацию прикладного характера, особенно в области минерагенического районирования, долгосрочного прогнозирования и перспективного планирования поисково-разведочных работ.
Геология как наука, и как профессия, переживает сегодня сложный период перехода от экстенсивных методов исследования, к интенсивным, основанным на новейших достижениях науки и технологии.
И о том, правильным ли был этот выбранный государством путь, судить можно будет лишь в будущем…