Где в Астане зарыли миллиарды тенге в грязь?

Танки грязи не боятся

Частая картина в придорожном магазине жилого массива Ильинка – батарея грязных резиновых сапог в пакетах у входа.

– Ну людям же надо как-то в город ехать, вот они до нас доходят, переобуваются в чистое и садятся в автобус. А “резинки” куда деть? Вот мы и разрешили у нас оставлять, – признается продавщица.

Так здесь живут уже год, с тех пор как в поселок в очередной раз попыталась прийти цивилизация. Прошлой весной удалось найти деньги на долгоиграющий проект благо­устройства коттеджного городка, вот строители и загнали сюда тракторы, бульдозеры и прочую тяжелую технику.

С утра до ночи они снимали асфальт, копали траншеи и рыли ямы. К середине осени стало понятно: обещанную канализацию не то чтобы подключить – проложить не успевают. Поэтому где-то с трубами, где-то просто так, к зиме ямы на улицах засыпали мерзлой глиной.

А весной все это начало таять…

– Не то что на легковой – на джипе не проедешь! А если кому-то плохо станет? Как “скорой” до нас добираться, – возмущается местный житель.

И это не просто слова: пару недель назад на его улице забуксовал строительный погрузчик. Легковушки здесь не ездят с тех пор, как начал таять снег. Авто­владельцы оставляют своих “железных коней” у магазинов вдоль центральной улицы и идут до дома в резиновых сапогах.

…А из нашего окна насыпь дорожная видна

Вообще этот жилой массив сразу был задуман как комфортабельный пригород столицы. Согласно генплану, напротив коттеджного городка – зеленый пояс с обустроенными зонами рекреации и велодорожками, внутри – все необходимое для жизни: детские сады, школы, кафе и рестораны. Не забыли и о самом главном: дорогах и водопроводе с канализацией.

Правда, долгое время инженерия значилась преимущественно на бумаге: проект благоустройства поселка, разработанный в середине 2000-х, оказался слишком дорогим и с явными ошибками.

Например, как сообщается на сайте комитета по делам строительства и коммунального хозяйства министерства инвестиций и развития РК, проектные вертикальные отметки не соответствовали фактическим, а высота проектируемой дороги была завышена относительно фундамента домов на 1–1,5 метра. Строительство таких магистралей неминуемо привело бы к постоянным затоплениям дворов местных жителей.

Также, судя по уже проложенным канализационным линиям, неправильно были рассчитаны мощности коллекторов и нужных насосов: в микрорайоне “Уркер”, который строился сразу с канализацией, колодцы постоянно забиваются, а на водопроводных линиях случаются регулярные порывы.

В общем, начатый в 2008 году масштабный проект благоустройства поселка был заморожен на несколько лет.

“Построено 53 километра водопровода, 42,8 километра канализации, установлены 3 канализационно-насосные станции, проложено 15,08 километра сетей электроснабжения, установлены 3 трансформаторные подстанции, выполнено основание дорог – 14,76 километра (без укладки асфальтобетонного покрытия). В 2016 году проводились грейдирование и отсыпка щебнем с дальнейшей укаткой и уплотнением для обеспечения проезда к индивидуальным жилым строениям” – в ответ на вопрос одного из жителей микрорайона, когда уже в Ильинку придет цивилизация, отчитывались в прошлом году в этом комитете.

Стройка века

Но в прошлом году стройку возобновили. Как следует из того же ответа КДС и ЖКЖ, на благо­устройство жилого массива в 2017 году было выделено из республиканского бюджета 6,1 миллиарда тенге.

– Это очень масштабный, я бы сказал, самый масштабный проект такого рода в Астане. Ни один другой пригородный район не строится так же активно, как Восточная Ильинка. Во многом это заслуга общественного совета и маслихата. И я очень горжусь, что в прошлом году удалось добиться выделения денег на завершение благоустройства микрорайона, – говорит депутат столичного маслихата Мирас ШЕКЕНОВ.

Как уверяет депутат, на 90 процентов проект благоустройства Ильинки будет завершен уже в этом году. Он признает, что в процессе реализации с благоустройством возникло много проблем и откровенных ошибок.

– Если говорить о том, как подрядчики подошли к делу в прошлом году, то надо признать, что сделали они это просто по-дурацки. Можно было бы планомерно обустраивать каждую улицу по одной, но вместо этого они перерыли весь поселок… Но я могу заверить, что этот проект находится на личном контроле акима столицы и финансируется из республиканского бюджета. То есть он будет завершен должным образом и в кратчайшие сроки, – уверяет Мирас Шекенов. Как выживают жители казахстанского села в грязевой блокаде

По его информации, на сегодняшний день обеспечен проезд по 57 из 83 улиц микрорайона, из них 39 в асфальтовом покрытии и 18 – в щебневом. В этом году на май запланировано возобновление строительства дорог на оставшихся 26 улицах. Но пока проект “Строительство инженерных сетей к индивидуальному жилью поселка Ильинка. 3-я очередь” направлен на дополнительную госэкспертизу.

В частности, на некоторых улицах асфальт положили раньше канализационных труб, и теперь их надо “вживить” методом прокола. Тут, конечно, можно задавать подрядчикам вопросы об их компетентности – но стоит ли оно того?

– Есть определенные проблемы с подрядными организациями. Но, на мой взгляд, судиться с ними уже смысла не имеет, потому что это грозит затянуться надолго и стройка вновь встанет. А проект важный, и его уже нужно просто закончить, – делится своим мнением депутат городского маслихата.

У самих жителей района на этот счет двоякое мнение.

С одной стороны, терпеть глинистое бездорожье в дожди и едкую пыль в засуху еще несколько лет никому не хочется. Но с другой – где гарантия, что построенная недобросовестными подрядчиками канализация будет исправно работать, а асфальт не “растает” через пару лет?

Как заверил нас Мирас Шекенов, последнего бояться точно не стоит: в договорах с подрядчиком прописаны и гарантия на устранение недоделок, и штрафы за некачественную работу.

Астана