В состав сборной Казахстана, представлявшей нашу Республику в Афинах, входил 21 спортсмен из Южно-Казахстанской области.
Это вторая по численности региональная группа после сборной олимпийцев из Алматы.
На предварительном этапе и даже в первые дни Олимпиады, девять из южно-казахстанских спортсменов в своих видах спорта входили в десятку претендентов на победу. Однако лучшим их достижением стало лишь "серебро" борца Геннадия Лалиева.
А к концу афинских игр показатели спортсменов из ЮКО можно считать практически провальными.
Столь затянувшееся подведение итогов чиновники от южно-казахстанского спорта объясняют тем, что необходимо было тщательно проанализировать причины столь не высоких результатов. Опять-таки, областной акимат собрался не только помахать кулаками по поводу уже прошедших соревнований, а, изучив ошибки и просчеты, наметить программу подготовки спортсменов-олимпийцев на предстоящие игры в Пекине-2008.
Как выяснилось, южно-казахстанскому бюджету подготовка "олимпиоников" обошлась в нешуточную копейку. В целом, только за последний год на эти цели было выделено в общей сложности 47 млн. 200 тысяч тенге. Получается, что на каждого из 21 южноказахстанца, посетившего Афины, было затрачено более 2 миллионов тенге. И это только подготовительные траты, не считая командировочных и прочих, которые оплачивал уже республиканский спорткомитет. При такой арифметике вполне понятным было недовольство южно-казахстанского акима Булата Жылкышиева: область тратит на спортсменов вполне приличные деньги, а результаты даже хуже чем в прошлые времена, когда средств вообще не выделялось.
Чиновники от спорта, директора школ олимпийского резерва и тренеры имели свой взгляд на причины подобного состояния дел.
Так, по мнению спортивных наставников, отправлять на соревнования такого уровня даже очень перспективного спортсмена без его непосредственного тренера - все равно что, пардон, выпускать на бега коня без всадника.
В советские времена, когда олимпийские соревнования рассматривались как имиджинговая кампания страны, вопросов о присутствии на играх персональных тренеров каждого участвующего спортсмена не возникало в принципе. Теперь же экономия на командировочных для тренерского состава стала типичной болезнью.
Так сложилось, что в региональную сборную по тому или иному виду спорта набирают лучших атлетов от разных тренеров. А руководителем и наставником всей региональной группы ставят одного, в лучшем случае - двух тренеров. Которые, кстати, имеют здесь же и своих непосредственных "питомцев".
И как бы профессионально и патриотично не был настроен тренер, он на Олимпиаде всегда будет уделять максимальное внимание именно своему подопечному. Ведь в конечном итоге только победа его ученика прославит имя самого тренера.
Даже победа других спортсменов из этой же группы, принесет лавры и почет другому тренеру. Тут уж лучше "средний", а то и вовсе нулевой результат у всей сборной, нежели подарок коллеге-конкуренту.
А на Олимпиаде, где спортсмен выкладывается на полную, любой дискомфорт сразу ощущается в несколько раз сильнее. И психологическое отторжение со стороны тренера - это причина для срывов и низких показателей. Увы, таковы далеко не олимпийские реалии околоспортивной жизни.
И хотя прямых претензий о том, что тренерский состав завалил выступления "не своих" учеников не прозвучало, тем не менее постоянно говорилось, что большинство южно-казахстанских атлетов испытали "психологический срыв" из-за отсутствия "родных" наставников.
К сожалению, достигнуть "золотой середины" в данном вопросе не удалось. Идея создавать в регионе "тренеров для олимпийцев" поддержки не нашла. Смысл ее заключается в том, чтобы предварительно начинать отбор возможных претендентов на будущую олимпиаду, (благо таковой уже практически начался). Объединять их в единую группу, где ставить одного тренера, который и будет "родным" всем потенциальным олимпийцам.
Поступать так, считают тренеры-ветераны, значит заведомо ставить тренерский состав в неравные условия. Таким образом можно развалить всю тренерскую систему, ведь у "не олимпийских" наставников практически не будет смысла работать. "Олимпийские тренеры" - это вполне приемлемое решение на республиканском уровне, но в регионах создавать такую монополию дело крайне спорное. В конечном итоге в каждой спортивной школе присутствуют главный тренер, который заслуженно добился высокого статуса и лишать его права воспитывать будущих чемпионов, значит попросту делать бесперспективной всю спортивную школу.
Тупиковой видится и уравниловка в системе "тренер-спортсмен". Когда, вместо того, чтобы стремиться отправить побольше спортсменов, отправляют исключительно "комплект" - спортсмен и его тренер.
Хотя здесь последнее слово все равно будет за республиканским оргкомитетом. Да и советские времена, когда на одного игрока приходилось до десятка сопровождающих лиц, ушли в прошлое (хотя, опять-таки по мнению многих, при всех недостатках это был неплохой вариант).
Впрочем, нашлись у южно-казахстанского спорта и другие, менее "психологические" проблемы.
Так, в частности, начальник областного департамента спорта Серик Онгарбаев провел свой анализ финансовых затрат на подготовку спортсменов.
В ЮКО отсутствует тренировочные базы по нескольким олимпийским видам спорта. Именно последнее обстоятельство вызвало необходимость дополнительных расходов в 15 млн. тенге (треть от всей суммы) для пловцов и легкоатлетов, которым пришлось проводить тренировочные сборы вне области.
Это вновь вернуло разговор на тему не гнаться за количеством спортсменов-олимпийцев, но бороться за качество.
Аким ЮКО Булат Жылкышиев резюмировал: для будущей пекинской олимпиады следует готовить не только спортсменов, но и тренеров. Группу последних даже решено направить на стажировку в страны Европы и Азии. Суммы, выделяемые для будущих олимпийцев, пока не обозначены.
Но в акимате подчеркнули, что изыщут средства обеспечить всех претендентов.
"Главное, чтобы это действительно были спортсмены, нацеленные на победу, а не на туристическую поездку", - сказал Б. Жылкышиев.