Первый раздел: Водительские истории
Как гаишник “насильника” ловил
В 1986 году женщин-водителей на дорогах Павлодарской области было совсем мало, не то что сейчас. И поэтому почти каждую из них гаишники, можно сказать, знали в лицо. Но вот то-то и оно, что не всех, а почти.
В ОВД города Ермак (4 мая 1993 года его переименовали в Аксу) инспектором ГАИ служил некий старшина по прозвищу Кузя.
Почему его так прозвали, никто из младшего офицерского, да и сержантского состава горотдела сказать не мог. Ни имя, ни фамилия, ни даже отчество сего милицейского персонажа ни с каким Кузей не перекликались даже отдаленно. И лишь старшие офицеры в ответ на сей вопрос таинственно ухмылялись. Они знали, что у старшего госавтоинспектора был огромный и толстый рыжий кот, который своим портретом сильно смахивал на старшину. Те же круглая и довольная физиономия и усы. Звали того кота Кузя. Так с легкой руки своего начальства инспектор и стал Кузей.
…Осенним утром наш герой проезжал на своем желтом служебном мотоцикле “Урал” мимо больницы. Видит, на обочине стоят “копейка” и старый облезлый “Москвич-412”. А рядом какой-то гражданин орет на красивую девушку и руками машет.
Тут она вдруг отворачивается и начинает снимать с себя… колготки!
“Так он ее изнасиловать собрался?!” – щелкнуло в голове у гаишника. Дав газу, он помчался на помощь. Увидев стража порядка, мужик прыгнул за руль “копейки” и надавил тапку. Кузя же схватил девушку, посадил в коляску и помчался следом, не обращая внимания на ее возмущенные крики. То, что она не желает участвовать в погоне, до милицейского сознания дошло лишь через пару кварталов. Правоохранитель затормозил, а его спутница, судорожно сжимая в руке свои колготки, высказала всё, что о нем думает. Оказывается, никто никого насиловать не планировал. Тише едешь – меньше должен…
Девушка ехала по своим делам на отцовском “Москвиче”, когда в машине лопнул ремень вентилятора. Тогда она тормознула проезжавшего мимо владельца “Жигулей”. И тот экспрессивно высказал всё, что думает о женщинах-водителях вообще и о ней в частности. А потом мужик посоветовал девушке снять колготки и натянуть их вместо порванного ремня. Этот момент и увидел подъехавший гаишник Кузя.
Вернув свою спутницу на место, старшина милиции помог ей натянуть колготки вместо порванного ремня и пожелал счастливого пути. Но его мучил вопрос: почему же все-таки сбежал мужик на “Жигулях”? Так как Кузя запомнил госномер автомобиля, то установить личность владельца оказалось делом несложным. Приехав к нему домой, инспектор выяснил, что никакого криминала не было. Ну или почти не было… Просто в тот день мужик сел за руль слегка нетрезвым. И поэтому при виде гаишника дал деру.
Кстати
Казахстанским водителям-нарушителям, видимо, придется свыкнуться с мыслью о том, что садиться за руль после лишения прав – глупо и, главное, дорого. Пока что их штрафуют на 10 МРП. Совсем скоро штраф возрастет в пять раз! Повторное нарушение запрета обойдется уже в 70 МРП.
Депутат Канат Мусин, представляя законопроект во втором чтении на пленарном заседании мажилиса, сказал: “Эта поправка принята для обеспечения безопасности казахстанцев на дорогах”. В целом же он направлен на совершенствование, гуманизацию и снижение респрессивности административно-деликтного законодательства. Так, предлагается исключить из “Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях” 32 состава административных правонарушений.
Второй раздел: Особенности дорожного движения в нашем городе
Предлагаем законодательно приравнять электросамокаты к мотоциклам!
На казахстанских дорогах появились мощные электрические самокаты, способные развивать скорость почти до сотни километров в час. Казалось бы, это же прекрасно! Всё в соответствии с призывом – быстрее, выше, сильнее!
Но вот проблема – подобные скоростные девайсы носятся теперь везде. Как по проезжей части, выныривая, словно призраки, перед самым носом у оторопевших от неожиданности автомобилистов, так и по велодорожкам, пугая сторонников педально-здорового образа жизни.
Но главное, они гоняют даже по тротуарам! Да, водителям электросамокатов ездить там, как и по пешеходным зонам, строго запрещено, но кто же им помешает? И, главное, кто их догонит? Сотрудники дорожной полиции? Так они давно сами в пробках стоят.
Между тем число ДТП с участием водителей электросамокатов с каждым днем увеличивается прямо пропорционально их количеству. То кто-нибудь пешехода собьет, то сам под машиной окажется. Многие помнят еще, наверное, тот конфликт на проспекте Абая в Алматы. Когда владелец двухколесного транспортного средства набросился на водителя автобуса с кулаками, а потом, пытаясь скрыться, угодил под колеса джипа. Так вот, количество подобных происшествий множится день ото дня.
Что же с ними делать?
Этот вопрос мы задали председателю Независимого автомобильного союза Казахстана, автоэксперту Эдуарду ЭДОКОВУ.
– Вы слышали про электрические самокаты, которые могут разгоняться до 100 километров в час?
– Да, слышал. Но согласно законодательству РК для управления такими транспортными средствами водительское удостоверение не требуется.
– Однако многие из электросамокатчиков не имеют ни малейшего представления о правилах дорожного движения. Они ездят и по проезжей части, и по велодорожкам, и по тротуарам...
– Но они не имеют права кататься по тротуарам и по пешеходным зонам. Проверено на себе: как провезти электросамокат в метро Алматы
– Да, но кто же им помешает?
– К счастью, их пока не так уж и много.
– Надо признать, что количество электросамокатов в Казахстане неуклонно растет, как увеличивается и число ДТП с участием их владельцев. Вам не кажется, что это проблема, которую надо решать?
– Сейчас они приравнены к мопедам, и водительских прав для управления ими не требуется. Наши правила дорожного движения родом из СССР, а тогда подобных транспортных средств еще не было. Теперь же, думаю, необходимо что-то делать: пришла пора вносить какие-то изменения в законодательство, регулирующее дорожное движение. Возможно, надо приравнять электросамокаты в зависимости от развиваемой ими скорости или мощности электродвигателя к мотоциклам. И обязать владельцев особо мощных, скоростных экземпляров получать водительские права. Плюс определить те места, где таким транспортным средствам ездить запрещено.
А вот мнение одного из адептов электросамокатного движения, алматинца Бахтияра Т.
– Еще месяц назад я бы с вами поспорил, но сейчас тоже считаю, что пришла пора что-то менять. Я и сам частенько катаюсь на самокате и признаюсь, что время от времени передвигаюсь по тротуарам. Ездил бы по велодорожкам, но они, к сожалению, есть далеко не везде. А по проезжей части ездить просто страшно.
Электросамокат очень неустойчив, и попадись на пути хотя бы маленькая выбоина или камешек – всё! Можно свалиться прямо под колеса какой-нибудь машины.
Поэтому многие предпочитают ездить по тротуару. Если катишься аккуратно, не мешая пешеходам, то поездка окончится без эксцессов. Но, к сожалению, элементарные нормы поведения и культуру вождения соблюдают далеко не все. В этом мне пришлось убедиться на своем собственном опыте.
Недавно, примерно в середине октября, я шел по тротуару со своей семилетней дочкой. И тут совершенно неожиданно на меня налетел самокатчик! От сильного удара я упал набок, а водитель, перелетев через меня, приземлился точно на свою сумку. Оттуда посыпались коробки с пиццей. Парень оказался доставщиком. Он долго извинялся, просил прощения. И я его простил, не стал обращаться в полицию. Хорошо, что моя дочка, которая шла рядом, не пострадала. Однако после этого случая я задумался, а что, если в результате такого инцидента пешеход получит тяжелые травмы? Или, вообще, не дай бог скончается?
Что помешает самокатчику скрыться? Ведь государственных регистрационных номеров на его средстве передвижения нет.
К тому же сейчас многие ездят, спрятав лица под медицинскими масками, чтобы выхлопами не дышать. И как, интересно, сотрудники полиции станут оформлять подобное ДТП? А если бы меня сбил более тяжелый и мощный самокат и на большей скорости, то я мог и на тот свет отправиться.
Пока нигде в мире для управления подобными девайсами водительское удостоверение не требуется. Однако недавно в Милане (Италия) электросамокаты так достали местных жителей, что городские власти были вынуждены приостановить деятельность частных пунктов, сдававших их в аренду. До тех пор, пока не будут разработаны правила эксплуатации. А в Германии и ряде других стран электросамокатами можно управлять, но с серьезными ограничениями по их мощности и возрасту водителей.
АЛМАТЫ